Физическая культура и спорт представляют собой вид человеческой деятельности, который оказывает определяющее влияние на формирование человека как личности и его здоровье, на развитие производства и общественных отношений.

Лечебная физкультура, являясь профилирующим направлением физической культуры, использует средства и методы физической культуры и спорта для формирования и развития физических качеств и двигательной активности больного человека, лечения его заболевания, восстановления здоровья и работоспособности.

Поскольку духовное и физическое начало взаимозависимы и в своем развитии составляют целое с социальным статусом человека, то различные организационные формы физической культуры позволяют эффективно решать задачи восстановления физических, душевных и социальных качеств, нарушенных или утраченных в результате заболевания, повреждения организма.

Доказательством ведущего значения лечебной физкультуры в системе принятых в медицине комплексных реабилитационных мероприятий служит огромный научно-профилактический опыт применения ЛФК при заболеваниях и травмах, который показывает, что ЛФК не только способствует восстановлению физического, соматического здоровья, но и существенно влияет на аспекты психологической и социальной реабилитации больного, инвалида.

Следует отметить наличие терминологических различий в обозначении лечебной физкультуры, которые существовали ранее и существуют в настоящее время в нашей стране и в зарубежной медицине: кинетотерапия, врачебная гимнастика, кинезотерапия, функциональная терапия, эрготерапия, физиотерапия и др.

Тем не менее, в основе всех перечисленных методов лечения лежат физические упражнения, физические тренировки.

Применительно к использованию физических упражнений с лечебно-реабилитационной целью наиболее адекватным сущности процесса лечения и реабилитации является термин физическая реабилитация.

Хотя последняя может включать, кроме физических тренировок и собственно физиотерапию (преформированные физические факторы - аппаратную физиотерапию и бальнеологию).

Физиологический механизм и лечебно-профилактическое действие физической тренировки основаны на теории нервизма (И.М. Сеченов, И.П. Павлов и др.), которая позднее была дополнена фундаментальными исследованиями нейрогуморальной регуляции при физических упражнениях, универсальной концепцией о системной организации движений и их управлении на кибернетических принципах обратных связей, положениями биологической теории адаптации и компенсации нарушенных функций.

Еще в XIX веке И.М.Сеченов писал: "Все проявления жизни человека, сознательные или несознательные по происхождению представляют собой рефлекторные акты".

И.П. Павлов постулировал, что двигательные навыки - это усовершенствованные условные рефлексы, которые человек повторяет, постоянно их совершенствуя и доводя до автоматизма.

В процессе формирования двигательного стереотипа, как показывают результаты экспериментальных и клинических исследований, осуществляется системная регуляция двигательных функций и ее биоэнергетическое обеспечение с участием различных уровней регуляции.

Следует обратить внимание на установленную способность физических упражнений не только восстанавливать нарушенный заболеванием двигательный стереотип, но и осуществлять, в случаях полной утраты функции мышцы, поиск, выбор и тренировку новых рефлекторных путей, то есть нейромоторное перевоспитание.

Такую возможность надо иметь ввиду прогнозируя программу физической реабилитации у больных с параличами и парезами в результате заболеваний и травм центральной и периферической нервной системы, опорно-двигательной системы, при инсульте.

Моторные реакции больного зависят не только от сохранности двигательных путей, но и от полноценности химических реакций, поставляющих энергию для мышечных сокращений и выполнения физической работы во времени.

Регулярные физические тренировки направлены на стимуляцию как клеточных механизмов биоэнергетики (митохондрии клетки), так и активацию всей системы метаболических процессов с улучшением окислительно-восстановительной фазы обмена веществ в организме и развитием аэробных механизмов энергообеспечения.

Поэтому тренировка функциональных резервов кардиореспираторной системы, которая осуществляет снабжение организма кислородом при физических нагрузках, важна для всех реабилитируемых больных, инвалидов, а для больных инфарктом миокарда является главной целью.

При наличии органических изменений в органе, отдельной системе функциональная система организма включает механизмы саморегуляции перестройки и компенсации нарушенных функций.

Лечебная физкультура наилучшим образом помогает расширить функциональные возможности организма.

Постепенная адаптация к возрастающим физическим нагрузкам становится физиологической основой приспособления больного к измененным условиям жизнедеятельности организма и к измененным условиям существования во внешней среде.

Тяжелые заболевания и травмы в остром периоде, операции вынуждают больного к абсолютному или относительному покою.

В это время к морфофункциональным изменениям, вызванным патологическим процессом, присоединяются симптомы ограничения движений и снижения уровня энергетических затрат, проприоцептивной импульсации и моторно-висцеральных взаимоотношений.

Ранняя активизация двигательной активности больных устраняет гипокинетический синдром и уменьшает вероятность таких осложнений, как гипостатическая пневмония, тромбозы и эмболии, атония желудочно-кишечного тракта и др.

Физические упражнения положительно влияют на психологическое состояние пациента.

Раннее назначение физических упражнений помогает снизить эмоциональный стресс, чувство тревоги и степень депрессии, обусловленные угрозой жизни и инвалидизации при инфаркте, инсульте, тяжелой травме.

Регулярные тренировки, улучшая состояние больного и физическую подготовленность, повышают уровень самооценки здоровья.

Психологический аспект физической реабилитации связан с тем, что лечебная физкультура является одновременно и лечебным и педагогическим процессом.

Воспитательное, образовательное значение физических тренировок заключается в формировании "физкультурной грамотности", ценностных ориентиров и потребности больного, инвалида в активном и сознательном участии в восстановлении здоровья, развитии и совершенствовании двигательных навыков.

Обучение физическим упражнениям, освоение программы физической реабилитации должно быть побудительным стимулом к достижению наиболее значимого индивидуального реабилитационного эффекта с учетом состояния здоровья и социально-психологических особенностей личности.

Для этого недостаточно научить больного правильному выполнению тех или иных физических упражнений и двигательных действий, ему следует объяснить цель и задачи физической реабилитации, физиологическое действие и методические особенности физической тренировки, подтверждать результативность реабилитационных мероприятий объективными методами, обучать простым методам самоконтроля переносимости и эффективности физической тренировки (динамика пульса, АД, силы мышц, объема движений в суставах, скорости передвижения и расстояния в ходьбе и пр.).

Таким образом, к воспитательным, образовательным задачам физической реабилитации относится овладение больным, инвалидом целостной системой знаний, необходимых для сознательного освоения двигательных умений и навыков, их физического совершенствования и развития индивидуальных способностей к бытовой, трудовой и профессиональной деятельности.

В конечном итоге, реализация программы физической реабилитации в комплексе с другими методами медицинской и социальной реабилитации помогает улучшить качество жизни больного, инвалида.

Технология физической реабилитации включает различные системы гимнастических упражнений, спортивно-прикладных и игровых, которые получили научное обоснование и успешно применяются в форме лечебной гимнастики, гидрокинезотерапии, механотерапии, упражнения на тренажерах.

К методам физического воздействия пассивного характера относятся мануальная терапия и массаж.

Последовательное применение средств физкультуры и спорта в реабилитации больных и инвалидов зависит от этапа реабилитации, тяжести клинических проявлений заболевания и особенностей нозологических форм.

Эти факторы определяют показания и противопоказания к физической активности больных, выбор средства физической реабилитации и его дозирование, патогенетическую направленность физических упражнений.

Для успешной реализации программ физической реабилитации необходимо выполнение следующих организационно-методических условий:

Ранняя нарастающая активизация режима движений больного от начала болезни до выздоровления;

Применение патогенетически обоснованных методов ЛФК широкого диапазона;

Соблюдение методических принципов физической тренировки: постепенности, повторности, регулярности и длительности, доступности физических упражнений;

Дифференциация задач и направленности общей и специальной физической тренировки в индивидуальной программе физической реабилитации для каждого больного;

Врачебный контроль адекватности физических нагрузок, их коррекция и оценка эффективности;

Рациональное сочетание средств ЛФК и других методов комплексного восстановительного лечения;

Точное дозирование физических нагрузок в диапазоне безопасной для больного двигательной активности.

Традиционное понятие о реабилитации, сложившееся в XX веке в России и за рубежом, предусматривает комплексные мероприятия, направленные на восстановление здоровья, физической, психической и социальной активности лиц, частично или полностью утративших здоровье и трудоспособность в результате заболевания и травмы.

Таким образом, полноценная реабилитация больного и инвалида по состоянию здоровья зависит от эффективности действия команды медицинских работников, педагогов и работников социальной сферы, государственных и общественных организаций.

При этом состояние и уровень развития здравоохранения, образования, экономики и социального обеспечения напрямую определяют качество жизни человека, в том числе его здоровье и возможности полноценного восстановления трудоспособности при заболеваниях и повреждениях.

К сожалению, как показал 1-й Российский конгресс "Реабилитационная помощь населению в Российской Федерации", в настоящее время не решен целый ряд организационных вопросов реабилитационной службы, недостаточно взаимодействие министерств труда, здравоохранения и образования, оставляют желать лучшего социально-экономические условия жизни общества и обеспечения больных и инвалидов.

Несмотря на определенные успехи в развитии лечебной физкультуры реализация метода в системе реабилитационных мероприятий у больных и инвалидов зависит от решения следующих актуальных проблем:

Обновление медицинской и реабилитационной техникой отделений лечебной физкультуры;

Внедрение автоматизированных систем контроля эффективности физической тренировки с моделированием оптимальных режимов восстановления движений;

Разработка новых научно-обоснованных методик и комплексных систем физической реабилитации;

Создание стандартов физической реабилитации больных и инвалидов в травматологии, неврологии, кардиологии, хирургии, онкологии, включая послеоперационный период восстановления здоровья и трудоспособности;

Оптимизация Государственных стандартов вузовского и послевузовского образования по реабилитации;

Повышение качества восстановительного лечения средствами физкультуры и спорта в отделениях лечебной физкультуры врачебно-физкультурных диспансеров, в отделениях восстановительного лечения специализированных клиник и больниц общего профиля, в центрах реабилитации и профилактики, санаторно-курортных учреждениях, обеспечивая преемственность и этапность реабилитационных мероприятий.

Журавлева А.И

Лечебная гимнастика
Характер лечебной гимнастики больных с ТБСМ определяется степенью повреждения спинного мозга, степенью стабильности повреждения позвоночника, характером развившихся дистрофических и компенсаторных реакций в тканях и органах пациента. При отсутствии грубых нарушений функции спинного мозга и стабильном характере перелома позвоночника лечебная гимнастика начинается сразу же после поступления больного в стационар, при нестабильном характере повреждения позвоночника - после выполнения стабилизирующих мероприятий, не нарушая режима иммобилизации (то есть во время занятий больной остается в гал-лоаппарате, в гипсовой повязке, в воротнике, на реклинаторе и т.д.).

Таблица 1

Основные направления использования лечебной физкультуры у больных с травмами спинного мозга

Направление лечебного воздействия

Методика

Улучшение функции сердечнососудистой и дыхательной систем

Кардиотренировка Дыхательная гимнастика (пассивные и активные техники)

Предупреждение атрофии мышц и восстановление статического и динамического стереотипов через увеличение общей и локальной сенсомоторной афферентации

PNF, Войта, Баланс, упражнения на развитие гибкости (пассивные и пассивно-активные), активная и аппаратная вертикализация, упражнения на развитие силы (система Де-Лорма, классическая силовая тренировка), лечебная гимнастика с элиминированной гравитацией (в воде, на петельных столах), занятия на тренажерах, БОС

Восстановлении регуляции мышечной деятельности и моторное переобучение

Упражнения на координацию. PNF, тренировка мелкой моторики, микрокинезотера-пия, занятия на тренажерах, БОС, тренинг с использованием компьютерных технологий

Снижение повышенного мышечного тонуса при спастических параличах

Войта, Баланс, микрокинезотерапия, этапная вертикализация и опора

Стимуляция мышц при вялых параличах

PNF, Баланс, тренировка силы и гибкости

Ликвидация болевого синдрома

PNF, ПИР, ПРР, этапная вертикализация

Восстановление вегетативной регуляции

Индивидуальное дозирование и контроль интенсивности занятий, кардиотренировка

Предупреждение гетеротопической оссификации

Адекватная вертикализация, индивидуальное дозирование интенсивности занятий, Баланс, PNF

Восстановление функции тазовых органов

Тренировка по Кегелю, Л Г для мышц промежности, тренировка акта мочеиспускания и дефекации, PNF

Лечебную физкультуру назначают в форме индивидуальных занятий на специализированных поверхностях (стол Бобата, маты, наклонные щиты, пол) постепенно переходя от пассивного движения к пассивно-активному и собственно активному, в форме игр и занятий с использованием элементов спорта. Каждое занятие проводится под контролем ЧСС и АД в соответствии с правилами проведения занятий с использованием двигательной активности и требований по врачебно-педагогическим наблюдениям.

При полном отсутствии активных движений используются системы Войта, PNF, лечение положением, аппаратная вертикализация, классическая пассивная лечебная гимнастика, дыхательная гимнастика в сочетании с массажем и физиотерапией.

При появлении возможности к пассивно-активному движению в реабилитационные мероприятия включаются различные аппаратные технологии (механотерапия, компьютерные технологии). При этом используются методы: баллистической тренировки, классической силовой тренировки, силовой тренировки по Де-Лорму, кардиореспираторной тренировки, дыхательная гимнастика (пассивные и активные техники), тренировки на гибкость, координацию, системы PNF, Войта, микрокинезотерапии, Баланс, лечебная гимнастика с элиминированной гравитацией (в воде, суспензионная терапия), мануальные трак-ции и манипуляции, массаж, механотерапия, аппаратная вертикализация, занятия на тренажерах, тренировка с использованием БОС.

При определении интенсивности реабилитационных мероприятий не допускается переутомление больного, продолжительность занятия определяется функциональным состоянием пациента, но не превышает в одном цикле 30 минут.

Реакция пациента на выполненную процедуру лечебной гимнастики должна быть только нормотонической или физиологической гипертонической. Исходное положение в занятии определяется не только степенью двигательного дефицита и объемом активности, но и типом реакции на малонагрузочные функциональные тесты.

Первоочередной задачей физической реабилитации является восстановление статического стереотипа пациента последовательно во всех исходных положениях от горизонтального до вертикального на основе максимальной сенсомо-торной афферентации и использования управляющего влияния на двигательную сферу со структур спинного мозга, продолговатого мозга и вестибулярно-мозжеч-кового комплекса, проявляющегося в сочетанном влиянии на формирование статического и динамического стереотипов простых, глазодвигательных, тоничес-ких (ЛТР, СШТР, АСШТР и др.) рефлексов продолговатого, среднего мозга и других отделов мозга. При этом следует принимать во внимание наличие исходных деформаций, связанных с течением основного заболевания.

Виды постуральной коррекции

Пассивная коррекция (лечение положением) - укладка туловища и конечностей с использованием специальных подушек с наполнителем, выполняющееся вне занятий по активной коррекции и решающее задачу профилактики нарушения тонусно-силовых взаимоотношений;

Активная коррекция по удержанию различных поз в процессе вертикали-зации и уменьшения площади опоры.

Задача сохранения и восстановления устойчивости обеспечивается симметричным удержанием проекции общего центра тяжести на опорную поверхность в таких исходных положениях, в которых будет стимулироваться нормальная должная афферентация с суставов и мышц.

Стабильное активное положение при занятиях лечебной гимнастикой достигается с помощью следующих исходных положений :

Лежа на спине;

Лежа на боку (правом и левом);

Лежа на животе;

Колено-плечевое положение;

Колено-локтевое положение;

Колено-кистевое положение;

В «косом сидении» асимметричный сед на пятках;

Стоя на коленях (с дополнительной вертикальной опорой и без опоры);

Стоя на ногах (с дополнительной вертикальной опорой и без опоры).

При этом исходное положение становится непосредственно активированным с вытяжением поддерживающих его мышечных групп и стимуляцией последовательной цепочки мышечных сокращений направленных от центра к периферии. Симметричность поддержания исходного положения пациента в процессе занятия постоянно корригируется пассивно или активно в целях стимуляции должной афферентации визуально, вербально или тактильно.

Так как дистальное направление действия мышц - обязательная предпосылка для поступательного движения в моторном онтогенезе, последовательность использования упражнений для мышц конечностей и туловища должна соответствовать следующим принципам:

От головы и позвоночника к суставам конечностей;

От крупных групп мышц к мелким;

От крупных суставов к мелким;

От изотонической центробежной к изометрической нагрузке, от изометрической - к изотонической центростремительной.

Цели и задачи

В процессе физической реабилитации необходимо последовательно решить две функциональные задачи - мобилизация и стабилизация в каждом из семи регионов верхней и нижней конечностей: лопатка и таз, плечевой и тазо-бедренный суставы, плечо и бедро, коленный и локтевой суставы, предплечье и голень, лучезапястный и голеностопный суставы, кисть и стопа.

В целях восстановления симметричной возможности мышц выполнять различные виды мышечной работы, используются эффекты суммации раздражения, иррадиации возбуждения, последовательной индукции, реципрокной иннервации и растяжения. Последовательно выполняются приемы растяжения, аппроксимации, сопротивления движению при диагональных, спиральных моделях движения во всех суставах, в зависимости от исходного положения.

В целях улучшения координации функции мышц и суставов в каждом исходном положении сначала достигается статическое, а затем динамическое равновесие. Только после достижения активности в предыдущем исходном положении при условии адекватного кардиореспираторного обеспечения пациент переводится в последующее исходное положение.

В целях стабилизации состояния пациента при выполнении физических нагрузок, увеличения резерва дыхательной и сердечно-сосудистой систем дыхательные упражнения используются последовательно с физическими в медленном темпе, с удлинением выдоха.

При превышении индивидуальных возможностей пациента и появлении патологических типов реакции интенсивность занятий снижают: уменьшение кратности, включение элементов гравитационного облегчения (переход от активных движений к активно-пассивным, от активно-пассивных к пассивным) или прекращают выполнение восстановительных мероприятий до нормализации реакции.

Показания к назначению лечебной физкультуры

Стабилизация общего клинического состояния;

Стабилизация АД, ритма и частоты сердечных сокращений в покое;

Ясное сознание с уровнем бодрствования, достаточным для осознания и выполнения инструкций по лечебной физкультуре;

Отсутствие признаков острого воспалительного процесса.

Противопоказания к назначению лечебной физкультуры

Общие противопоказания для занятий лечебной гимнастикой;

Тяжелая соматическая патология с ее декомпенсацией;

Сердечная недостаточность (III класс и выше по КЖр);

Острое системное заболевание;

Острый тромбофлебит и тромбоз;

Жировая или тромбэмболия;

Некомпенсированный сахарный диабет;

Когнитивные (познавательные) и психо-эмоциональные расстройства, препятствующие активному вовлечению больных в реабилитационные мероприятия.

Факторы риска при использовании лечебной физкультуры

Развитие гипертонической или гипотонической реакции на восстановительные мероприятия, что может привести к снижению эффективности мозгового или миокардиального кровотока;

Появление или усиление одышки;

Усиление психомоторного возбуждения;

Угнетение активности;

Усиление болевых ощущений в области позвоночника и суставов при выполнении движений.

Каждому этапу лечения больных, перенесших спинальную травму, соответствует свой комплекс ЛФК, в основу которого должны быть положены особенности развития и течения травматической болезни, общее состояние, функциональная характеристика уровня моторных реакций и возможности больного.

Положительное влияние физических упражнений на процесс реабилитации

Включение физических упражнений в комплексное восстановительное лечение больных позволяет :

Улучшить проведение двигательных и чувствительных импульсов;

Снять или ослабить ряд рефлекторно-тормозных механизмов, в том числе вегетативного или функционально психогенного характера;

Укрепить паретичные мышцы и растянуть мышцы, находящиеся в сокращенном состоянии (при контрактурах);

Укрепить мышечный корсет позвоночника;

Восстановить нарушенные акты координации, в частности улучшить процесс ходьбы;

Предупредить развитие контрактур мышц и суставов конечностей;

Восстановить функцию позвоночника как органа опоры и движения;

Развить викарные (компенсаторные) двигательные навыки;

Компенсировать функции вовлеченных в процесс внутренних органов, в первую очередь органов дыхания и кровообращения;

Повысить общий тонус организма.

Факторы, влияющие на подбор физических упражнений

При подборе физических упражнений необходимо учитывать следующие факторы :

Легкость выполнения (выбор исходного положения, элиминирование гравитации);

Локализация (для дистальных или проксимальных отделов конечностей, различных отделов позвоночника);

Простота или сложность движений (элементарные, содружественные, противосодружественные и т. п.);

Степень активности (пассивные, активные, с помощью, на расслабление, с усилием);

Использование дополнительных средств или аппаратов;

Общефизиологическое влияние;

Развитие жизненно необходимых навыков.

Лимитирующие факторы, исключающие физическую нагрузку

Наиболее типичные лимитирующие факторы , исключающие физическую нагрузку:

- пролежни при наличии общей воспалительной реакции, обширных некрозах. Практически полностью исключают ЛФК седалищные бурситы-пролежни, а также обширные пролежни крестца, в меньшей степени - вертельных областей;

- эпицистостомические свищи (при активизации возможно развитие гематурии либо обострение хронического воспаления);

- неустраненная компрессия спинного мозга (двигательная реабилитация в полном объеме не проводится);

- недостаточная консолидация перелома позвоночника (активизация может увеличить деформацию позвоночника, ЛФК назначается в строго ограниченном объеме);

- ортопедическая патология нижних конечностей : посттравматические деформации, остеопороз;

- тревожно-депрессивные расстройства .

Особенности и основные задачи лечебной гимнастики в ранний и промежуточный период ТБСМ

В раннем периоде лечебную гимнастику начинают с дыхательных упражнений и упражнений для дистальных отделов конечностей. Постепенно добавляют движения, в которых участвуют, мышцы, прикрепленные к позвоночнику, при сохранении неподвижности самого позвоночника. Проводится постураль-ная коррекция.

В промежуточный период формируется истинная картина двигательных расстройств. Задачи этого этапа: восстановление двигательных функций (улучшение опорной функции позвоночника и стимулирование еще продолжающихся в этот период восстановительных процессов в спинном мозге, снижение повышенного мышечного тонуса при спастических параличах либо стимуляция мышц при вялых параличах), ликвидация часто развивающегося в этот период болевого синдрома, предупреждение вегетативной дисрегуляции и гетеротопи-ческой оссификации, дальнейшее восстановление функции тазовых органов, социальная реадаптация пострадавшего.

К основным задачам лечебной гимнастики в этот период относятся: улучшение кровообращения в зоне поврежденного позвоночно-двигательного сегмента, увеличение афферентации из зоны повреждения и ниже повреждения, сохранение динамического стереотипа, контролируемого из зон выше повреждения, укрепление мышц спины и живота, плечевого и тазового пояса, формирование мышечного корсета, подготовка к дальнейшему расширению двигательного режима. В комплекс лечебной гимнастики включаются упражнения, в которых участвуют не только конечности, но и сам позвоночник.

Таблица 2

Направленность лечебных мероприятий при повреждении позвоночника и спинного мозга (по В.Л. Найдину, 1972)

Направленность лечения

Метод лечебной физкультуры

Увеличение мышечной силы

Активная гимнастика: движения с облегчением (на подвесах, в горизонтальной плоскости в воде, после устранения сопротивления антагонистов), с преодолением сопротивления (массы конечности, постороннего сопротивления, сопротивления антагонистов, отягощения и т. д.), рефлекторная гимнастика с использованием естественных синкинезий

Предупреждение и лечение мышечных атрофии, контрактур и деформаций

Общий и специальный массаж, пассивные движения, активное расслабление спастических мышц и стимуляция их антагонистов, противосодружес-твенные упражнения, импульсивно-фантомная гимнастика, лечение положением, ортопедическая гимнастика

Восстановление и компенсация координации движений

Вестибулярная гимнастика, упражнения на точность и меткость движений, обучение тонкой дифференцировке и дозировке усилий, скоростей, амплитуд, сочетание движений в нескольких суставах, упражнения на равновесие в различных исходных положениях

Выработка навыков самообслуживания и передвижения

Комплексное применение всех перечисленных методов, занятия у специального стенда бытовых приборов, обучение статике, ходьбе, ходьбе с преодолением препятствий, овладение ортопедическими и протезными изделиями

Таблица 3

Физические упражнения при вялых и спастических параличах при повреждении спинного мозга (по В.Н. Мошкову, 1972)

Вид упражнений

спастический

Посылка импульсов

необходимы

желательны

Упражнения для изолированных паретичных мышц

важны в восстановительный период

очень важны

Упражнения для мышц, точки прикрепления которых сближаются

показаны

показаны для подготовки к расслаблению

на растяжение

противопоказаны

показаны

на расслабление

не существенны

необходимы

на равновесие

желательны

противопоказаны

на координацию

необходимы

необходимы

с сопротивлением в воде

необходимы

необходимы

Лечение положением

необходимо

необходимо

Упражнения для развития бытовых навыков

необходимы

необходимы

необходим глубокий активный

необходим поверхностный расслабляющий

Для вялых и спастических парезов (параличей) общими являются профилактика позиционной патологии суставов, отработка элементов самообслуживания, тренировка в ортодоксальном передвижении. Вместе с тем, все лечебные мероприятия проводятся дифференцированно.

Таблица 4

Дифференцированное использование кинезотерапии при вялых и спастических параличах (по Г.В. Карепову)

Вялые парезы

Спастические парезы

Повышение тонуса, силы мышц и выносливости

Регуляция мышечной напряженности, релаксация, нормализация реципрокных отношений

Нейромоторное перевоспитание (включение мышц, не участвующих в норме в данном двигательном акте)

Усиление ослабевших и растянутых мышц, включение мышц-антагонистов

Замыкание суставов, восстановление гравитации

Увеличение подвижности суставов

Воспитание и стимуляция произвольных движений

Тренировка импульсной активности

Правила проведения упражнений и движений

Четкое представление пациента о цели, характере и технике выполняемого движения;

Восстановление вегетативно-трофического обеспечения мышцы, затем функции двигательных единиц;

Центробежный характер последовательности активизации двигательных единиц;

От растяжения к напряжению, к напряжению с сопротивлением и удержанию сегмента, от удержания сегмента к его перемещению в заданную позицию;

Контроль пульса и артериального давления.

Активная гимнастика при полном поражении спинного мозга назначается для мышц, иннервируемых сегментами спинного мозга выше очага поражения, при частичном поражении - также и для мышц, иннервируемых сегментами спинного мозга ниже очага поражения. Используют изометрические упражнения, активные движения в суставах конечностей. Продолжительность занятия составляет 10-15 минут. Нагрузку строго дозируют, чтобы не допустить переутомления больного.

Известно, что в развитии нервной системы существует последовательность, от примитивной к вегетативной и от вегетативной к соматической. Поэтому восстановление функции любого органа и ткани должно идти от появления признаков функционирования вегетативной нервной системы.

Признаки восстановления функций вегетативной нервной системы

Появление красного стойкого дермографизма;

Потепление тела и конечностей;

Появление потливости ниже зоны поражения.

Без появления этих признаков усиленно тренировать поперечно-полосатую мускулатуру нецелесообразно. Такие действия приведут к нарастанию дистрофических изменений в тканях ниже зоны поражения. Следствием дистрофических изменений является хрупкость костей, слабость связочного аппарата. Игнорирование этих фактов приводит к патологическим переломам бедренных костей при вертикализации и повреждениям капсульно-связочных структур суставов. Учитывая изложенное выше, реабилитационные мероприятия в целях повышения их эффективности и сокращения энергозатрат больного и врачей желательно проводить в следующей последовательности (по В.А. Качесову) :

1. Восстановление возможной подвижности всех сегментов позвоночного столба (тракционная, ротационная, манипуляционная технологии).

2. Моделирование пассивных движений верхних конечностей в следующей обязательной последовательности:

а) от плечевого сустава к локтевому;
б) от локтевого к лучезапястному;
в) от лучезапястного к кисти и пальцам.

3. Моделирование пассивных движений нижних конечностей:

а) от тазобедренных суставов к коленным;
б) от коленных к голеностопным;
в) от голеностопных к суставам стопы и пальцев.

4. При восстановлении подвижности сегментов позвоночного столба добиваются максимально возможной экстензии - разгибания в грудном отделе позвоночника.

5. При восстановлении функции суставов движения начинают с максимально допустимых сгибаний и приведений, а затем производят разгибания и отведения. Такая последовательность объясняется тем, что в онтогенезе у ребенка после рождения наблюдается гипертонус сгибателей и приводящей мускулатуры, функции разгибания и отведения развиваются позднее.

Выбор методов лечебной гимнастики на разных этапах реабилитации в зависимости от состояния больного и характера, объема и уровня травмы

Вопрос о времени включения больных в двигательную активность сегодня не вызывает сомнений. Вопрос заключается в правильном выборе методов в зависимости от состояния больного и характера, объема и уровня травмы. Вызывает сомнение рекомендация упражнений на прогибание позвоночника, наклоны и повороты через 1 - 1,5 мес. после травмы и операции. Вряд ли целесообразно ставить больного на ноги через 1-2 мес. после травмы , а к 3-му месяцу начинать сажать его, если опорно-двигательный аппарат не готов к полноценным гравитационным условиям функционирования.

Подобная тактика приводит к печальным, иногда непоправимым последствиям. При этом часто возникает вторичное смещение костных структур или деформация позвонков, что ведет к вторичной компрессии спинного мозга, при этом отторгаются трансплантаты, расходятся фиксаторы, развивается кифосколиоз , посттравматический асептический некроз тела позвонка, приводящий к его клиновидной деформации по типу клина Урбана. Все это утяжеляет клиническую картину, ставит перед необходимостью повторных операций, усложняет прогноз .

Укоренилась практика обучения больных ползанию без этапной подготовки к этому виду опоры и локомоции. Выполнение подобных рекомендаций приводит к гетеро-топической оссификации и перестройке костей коленного сустава, проявляющееся отеком коленного сустава и болезненностью в нем при пальпации и движениях. У больных со спинальной травмой обмен веществ нарушен, в том числе минеральный. Кроме того, происходит постоянная потеря кальция с калом в результате нарушения всасываемости жирных кислот и расстройства фосфорно-кальциевого обмена в костной ткани. Все это приводит к изменению костной структуры при усиленном вымывании кальция фосфата из костей. Изменяется архитектоника костей, корковый слой истончается, в ряде случаев происходит усиление структурного рисунка кости, губчатое вещество превращается в компактную структуру, кость становится гомогенной, развивается остеосклероз .

И остеопороз и остеосклероз изменяют механические свойства костей, что служит причиной их ломкости (патологические переломы). В таких условиях во время занятий ЛФК нужно быть предельно осторожным. Обучение ходьбе следует проводить строго поэтапно, пренебрегая при этом фиксирующими аппаратами и ортопедическими приспособлениями, что позволяет снизить нагрузку на кости и капсульно-связочные структуры суставов. Преемственность и этап-ность составляют основополагающий принцип реабилитации, что позволяет рационально использовать возможности ЛФК.

Стационарный этап реабилитации охватывает два временных отрезка: период пребывания в клинике и период пребывания в специализированном спинальном реабилитационном центре. Продолжительность первого составляет 4-6 мес, второго - от 8 мес. до 1 года. То есть стационарный этап реабилитации приходится на острую и большую часть подострой стадии раннего периода травматической болезни спинного мозга.

Раннее включение гимнастики в лечебный комплекс носит профилактический характер, упражнения оказывают выраженное общеукрепляющее действие и создают почву для функционального восстановления. Однако при этом необходимо соблюдать осторожность. Например, при боли и экстензионной терапии движения в плечевых суставах совершаются медленно и чрезвычайно осторожно. В тех случаях, когда больному с травмой шейного отдела позвоночника проведена декомпрессивная ламинэктомия, движения в плечевых суставах исключают на первые 10-12 дней, при операциях межтелового корпородеза и аллопластике они выполнимы в сагиттальной плоскости до 50-60° с 3-й недели (упражнения в изометрическом режиме можно включать сразу же). Совершенствование техники оперативных вмешательств, применение новых конструкций, обеспечивающих значительно большую стабильность, применение транспедикулярных фиксаторов, кейджей, аутокости и ряд иных новаций в оперативном лечении позволяют начинать активную лечебную гимнастику и перевод пациентов в вертикальное положение значительно раньше без опасений за возникновение ранее отмечавшихся осложнений . Дыхательные статические упражнения начинают сразу после выхода из наркоза, а динамические - со 2-3 дня после операции.

Санаторно-курортный этап реабилитации приходится на конец раннего периода травматической болезни спинного мозга.

В домашних условиях реабилитация проводится уже в хронической стадии позднего периода. В хронической и резидуальной стадиях назначают повторные курсы лечения в реабилитационных центрах. План и программу занятий при повторных курсах определяют на основе анализа результатов, достигнутых больным и выявленных при этапном обследовании. Как правило, повторные курсы усложняют как по нагрузке, так и по функциональной направленности.

На каждом этапе реабилитации необходимо ставить цель и конкретную задачу, исходя из особенностей течения травматической болезни у данного больного, уровня распада функций и степени функциональных расстройств. Невозможно предусмотреть все ситуации патологических установок, их комбинаций и сочетаний, к которым могут привести гипертонус, тугоподвижность, деформации, контрактуры, атония мышц. Лечебный комплекс упражнений в каждом случае является результатом анализа информации полученной при диагностическом обследовании пациента и синтеза полученной информации с возможностями различных методов, имеющихся в арсенале данного врача в данном учреждении. Искусство врача будет заключаться в дифференцированном подборе форм и методов кинезотерапии , их комплексном сочетании и рациональной последовательности на основе глубокого и детального анализа моторного дефекта и его клинических проявлений.

По данным Г.В. Карепова, чаще всего наблюдаются следующие сроки изменения двигательной активности больных со спинальной травмой:

Поворот в постели с посторонней помощью - 7-10 дней после травмы;

Самостоятельный поворот в постели - 1,5-2 мес;

Боковые сгибания туловища - через 2 мес;

Тренировки на ортостенде до 75° - 2-3 мес;

Перевод в вертикальное положение на ортостенде - 3-4 мес. (в тяжелых случаях - 5 мес);

Постановка в аппаратах за брусьями - 4-5 мес;

Посадка с опорой - 5 мес;

Отработка разноплановых движений ногами в вертикальном положении - 5-6 мес;

Отработка элементов шага -6-8 мес; свободная посадка - 7-8 мес;

Тренировка ходьбы в аппаратах на брусьях - 8- 10 мес;

Постановка за коленоупором -10-12 мес; безаппаратная ходьба - после 12 мес .

Эти сроки приемлемы для больных, реабилитационные мероприятия для которых были организованы сразу после травмы на современном уровне (устранение компрессии спинного мозга, надежная стабилизация позвоночника, рационально подобранные медикаментозные средства и адекватная немедикаментозная терапия).

Главным критерием эффективности реабилитации может быть только функциональное восстановление. Стойкий неврологический дефицит, отсутствие положительной динамики в двигательной сфере в течение двух лет являются основанием для тщательного неврологического и нейрохирургического обследования больного и повторной операции (по показаниям), предусматривающей ревизию спинного мозга, ликвидацию компрессии, иссечение рубцов и спаек, менингорадикулолиз, удаление кист, реконструкцию позвоночного канала.

Только такая активная тактика может обеспечить успех реабилитации больных травматической болезнью спинного мозга. В ряде случаев, когда функционального восстановления не происходит, имеется прямое показание к ревизии и декомпрессии спинного мозга, больные отказываются от повторной операции. В таких ситуациях проводятся занятия ЛФК, направленные на компенсацию и викарное замещение выпавших функций.

Таблица 5

Методы ЛФК на последовательных этапах реабилитации в зависимости от локализации травмы спинного мозга

Уровень травмы

Этапы реабилитации

Стационарный

Специализированный реабилитационный центр

Санаторно-курортный

Домашний

Шейный отдел

гимнастика мобилизующая, орган -но-системная, функциональная и аналитическая, рефлекторная, посту-ральная коррекция

мобилизующая гимнастика, аналитическая и функциональная, постуральная коррекция, протезирование, ходьба с помощью, гидрокине-зитерапия, механотерапия, обучение самообслуживанию, элементы спорта^трудотерапия

гимнастика мобилизующая и функциональная, лечебная ходьба, приспособительная гимнастика, гидрокинезитерапия, механотерапия, трудотерапия, эрготерапия, элементы спорта

гимнастика мобилизующая и функциональная, ходьба, приспособительная гимнастика, трудотерапия

Грудной отдел

гимнастика, мобилизующая и орган-но-системная, функциональная, корригирующая и аналитическая, рефлекторная, посту-ральная коррекция

гимнастика мобилизующая, корригирующая, аналитическая и функциональная, ходьба с помощью, гидрокинези-терапия, механотерапия, трудотерапия, элементы спорта

гимнастика, мобилизующая и функциональная, ходьба, гидрокинезитерапия, механотерапия, трудотерапия, элементы спорта

гимнастика, мобилизующая и функциональная, ходьба, трудотерапия

Поясничный отдел

гимнастика мобилизующая, аналитическая и функциональная, рефлекторная, постуральная коррекция

гимнастика мобилизующая, аналитическая и функциональная, ходьба, гидрокинезитерапия, механотерапия, трудотерапия, элементы спорта

гимнастика мобилизующая, аналитическая и функциональная, ходьба, гидрокинезитерапия, трудотерапия, элементы спорта

гимнастика, мобилизующая функциональная, аналитическая, ходьба

Конус и конский хвост

гимнастика мобилизующая, аналитическая и функциональная

гимнастика мобилизующая, аналитическая и функциональная, ходьба, гидрокинезитерапия, механотерапия

гимнастика мобилизующая, аналитическая и функциональная, ходьба, гидрокинезитерапия

гимнастика, мобилизующая и функциональная, ходьба

Важное значение имеют последовательность и сочетание методов ЛФК с другими видами лечения, общая интенсивность реабилитационных мероприятий. Интенсивность реабилитационных мероприятий не должна превышать 60% пульсового резерва.

Иванова Г.Е., Цыкунов М.Б., Поляев Б.А., Романовская Е.В. Лечебная физкультура в реабилитации больных с повреждением спинного мозга // Реабилитация больных с травматической болезнью спинного мозга / Под общ. ред. Г.Е. Ивановой, В.В. Крылова, М.Б. Цыкунова, Б.А. Поляева. - М.: ОАО «Московские учебники и Картолитография», 2010. С. 507-519.

Лечебная физическая культура (ЛФК) – научно–практическая медицинская дисциплина, освещающая теоретические основы, методы и принципы практического использования средств физической культуры с лечебной, оздоровительной и профилактической целью для реабилитации больных и инвалидов, предупреждение осложнений патологического процесса и возвращение их в общество и к общественно полезному труду.

Лечебное применение физических упражнений – лечебно-педагогический процесс, основанный на применении движений как одного из основных проявлений жизнедеятельности организма человека.

Объектом воздействия ЛФК является больной со всеми особенностями функционального состояния его организма. Этим определяется различие применяемых средств и методов в практике ЛФК.

ЛФК – естественно–биологический метод лечения , в основе которого – движение как форма существования всего живого. ЛФК, расширяя связь человека с окружающей средой, способствует повышению защитных сил организма, его работоспособности, восстановлению функций.

ЛФК – метод общего воздействия на весь организм. Систематическое выполнение физических упражнений способно влиять на реактивность организма, улучшать психологическое состояние больного и способствовать положительной динамике клинических проявлений заболевания.

ЛФК – метод неспецифической терапии. Физические упражнения вызывают в организме изменения со стороны большинства органов и систем, в том числе всех звеньев нервной системы, положительно влияя при этом и на патологический процесс.

ЛФК – метод патогенетической терапии. В случае применения в процедуре лечебной физкультуры средств общего воздействия на организм в общую ответную реакцию всего организма включаются и физиологические механизмы, участвующие в патогенетическом процессе. В случае применения специально подобранных физических упражнений можно избирательно воздействовать на функцию отдельных органов и систем, задействованных в патологическом процессе, способствуя ускорению выздоровления больного: улучшать вентиляцию легких и отхождение мокроты, предупреждать атрофию мышц и образование спаек, восстановить подвижность в суставах и функциональную способность мышц.

ЛФК – метод активной функциональной терапии. Регулярное использование специально подобранных дозированных физических нагрузок стимулирует, тренирует, повышает функциональные возможности как отдельных систем, так и всего организма, способствует совершенствованию морфологических структур. Использование ЛФК требует активного участия больного в процессе лечения.

ЛФК – метод поддерживающей терапии. Использование его в период ремиссии заболевания является высокоэффективным средством предупреждения рецидивов. Использование дозированной физической нагрузки у людей среднего и пожилого возраста – эффективное средство продления активного долголетия.

Одной из характерных особенностей ЛФК является процесс дозированной тренировки, в связи с чем различают общую и специальную тренировку.

Общая тренировка способствует оздоровлению, укреплению и развитию организма больного, она использует разнообразные виды общеукрепляющих и развивающих упражнений.

Специальная тренировка ставит целью развитие функций, нарушенных в связи с заболеванием или травмой. При этом используются виды физических упражнений, непосредственно воздействующие на область травмы или корригирующие функциональные расстройства (например, дыхательные упражнения при плевральных спайках).

Задачи лечебной физкультуры

1. Сохранение и поддержание больного организма в соответствующем функциональном состоянии.

2. Предупреждение осложнений, которые могут быть вызваны как основным заболеванием, так и вынужденной длительной гиподинамией.

3. Привлечение больного к активному участию в процессе выздоровления.

4. Стимуляция потенциальных возможностей больного в борьбе с заболеванием.

5. Ускорение ликвидации местных проявлений болезни.

6. Предупреждение негативного влияния факторов окружающей среды.

7. Более быстрое восстановление функциональной полноценности организма, с целью сокращения разницы между клиническим и функциональным выздоровлением.

8. Ускорение возвращения больного в общество, к общественно полезному труду.

Введение 2 Лечебная физкультура (ЛФК) 3

Особенности занятий физическими упражнениями со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья 5

Заболевания сердечно-сосудистой системы 7

Функциональные нарушения осанки и сколиозы 8

Заболевания органов пищеварения 9

Болезни почек и мочевых путей 10

Болезни суставов 10

Заключение 12

Список использованной литературы 13

ВВЕДЕНЕ.

Физическая активность - одно из важных условий жизни и развития человека. Ее следует рассматривать как биологический раздражитель, стимулирующий процессы роста, развития и формирования организма.

Физическая активность зависит от функциональных возможностей пациента, его возраста, пола и здоровья.

Физические упражнения (тренировка) приводят к развитию функциональной адаптации.

Физическая активность с учетом социально-бытовых условий, экологии и других факторов изменяет реактивность, приспособляемость организма.

Профилактический и лечебный эффект при дозированной тренировке возможен при соблюдении ряда принципов: систематичности, регулярности, длительности, дозировании нагрузок, индивидуализации.

В зависимости от состояния здоровья пациент использует "различные средства физической культуры и спорта, а при отклонениях в состоянии здоровья - лечебную физкультуру (ЛФК). ЛФК в данном случае является методом функциональной терапии.

Лечебная физкультура (ЛФК)

Особенностью метода ЛФК является также его естественно-биологическое содержание, так как в лечебных целях используется одна из основных функций, присущая всякому живому организму, - функция движения. Последняя представляет собой биологический раздражитель, стимулирующий процессы роста, развития и формирования организма. Любой комплекс лечебной физкультуры включает больного в активное участие в лечебном процессе - в противоположность другим лечебным методам, когда больной обычно пассивен и лечебные процедуры выполняет медицинский персонал (например, физиотерапевт).

ЛФК является также методом функциональной терапии. Физические упражнения, стимулируя функциональную деятельность всех основных систем организма, в итоге приводят к развитию функциональной адаптации больного. Но одновременно необходимо помнить о единстве функционального и морфологического и не ограничивать терапевтическую роль ЛФК рамками функциональных влияний. ЛФК надо считать методом патогенетической терапии. Физические упражнения, влияя на реактивность больного, изменяют как общую реакцию, так и местное ее проявление. Тренировку больного следует рассматривать как процесс систематического и дозированного применения физических упражнений с целью общего оздоровления организма, улучшения функции того или другого органа, нарушенной болезненным процессом, развития, образования и закрепления моторных (двигательных) навыков и волевых качеств.

Стимуляционное воздействие на организм физических упражнений осуществляется через нейрогуморальные механизмы.

При выполнении физических упражнений в тканях усиливается метаболизм.

Для большинства больных характерно снижение жизненного тонуса. Оно неизбежно в условиях постельного режима из-за уменьшения двигательной активности. При этом резко сокращается поток проприоцептивных раздражителей, что ведет к снижению лабильности нервной системы на всех ее уровнях, интенсивности протекания вегетативных процессов и тонуса мускулатуры. При длительном постельном режиме, особенно в сочетании с иммобилизацией, происходит извращение нервно-соматических и вегетативных реакций.

Физические упражнения действуют тонизирующе, стимулируя моторно-висцеральные рефлексы, они способствуют ускорению процессов метаболизма в тканях, активизации гуморальных процессов. При соответствующем подборе упражнений можно избирательно воздействовать на моторно-сосудистые, моторно-кардиальные, моторно-пульмональные, моторно-желудочно-кишечные и другие рефлексы, что позволяет повышать преимущественно тонус тех систем и органов, у которых он снижен.

Физические упражнения способствуют нормализации кислотно-щелочного равновесия, сосудистого тонуса, гомеостаза, метаболизма травмированных тканей, а также сна. Они содействуют мобилизации защитных сил организма больного и сепаративной регенерации поврежденных тканей.

Применение физических упражнений больными - основное средство активного вмешательства в процесс формирования компенсаций.

Самопроизвольная компенсация формируется в виде исправления дыхательной функции оперированных больных с помощью дыхательных упражнений, удлинения выдоха, диафрагмального дыхания и др.

Формирование компенсаций нарушенных вегетативных функций. Применение физических упражнений в данном случае основано на том, что нет ни одной вегетативной функции, которая по механизму моторно-висцеральных рефлексов не подчинялась бы в той или иной мере влиянию со стороны мышечно-суставного аппарата.

Особенности занятий физическими упражнениями со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья

Студенты колледжей, вузов, университетов в зависимости от физического развития, состояния здоровья и функциональной подготовки разделены на 3 группы: основную, подготовительную и специальную. Студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья, как правило - хронические заболевания или повреждения опорно-двигательного аппарата, занимаются в специальных медицинских группах.

Комплектование групп осуществляет врач. Основным критерием для включения в специальную медицинскую группу является то или иное заболевание, уровень физической подготовленности, очаги хронической инфекции. Группы формируются по нозологии (заболеваемости). Так, студенты с заболеваниями кардиореспираторной, пищеварительной, эндокринной систем составляют одну группу; студенты с травмами (заболеваниями) ОДА, периферической нервной системы - другую; имеющие отклонения со стороны слуха или зрения - третью; имеющие отклонения со стороны ЦНС (неврозы и пр.) - четвертую.

Перед руководителями специальных медицинских групп студентов стоят следующие задачи: улучшение функционального состояния и предупреждение прогрессирования болезни; повышение физической и умственной работоспособности, адаптация к внешним факторам; снятие утомления и повышение адаптационных возможностей; воспитание потребности в закаливании, занятиях оздоровительной физкультурой.

Медицинские противопоказания к физическим нагрузкам (занятиям физкультурой) бывают абсолютные и относительные.

Уроки физкультуры в специальных медицинских группах проводятся при следующих заболеваниях: болезни органов кровообращения; болезни суставов; болезни органов дыхания; болезни органов пищеварения; болезни почек и мочевых путей; эндокринные и обменные заболевания; женские болезни; нервные и психические болезни; хирургические болезни; травматология и ортопедия; глазные болезни и лор-органов; кожные болезни.

Система реабилитации включает уроки физкультуры, желательно на свежем воздухе, занятия ЛФК, терренкур, прогулки на лыжах, езду на велосипеде и т.д. Предпочтительнее циклические виды спорта, особенно при заболеваниях сердца, легких, ожирении и т.п.

При проведении занятий со студентами, имеющими изменения (заболевания) опорно-двигательного аппарата, важны профилактические мероприятия, направленные в первую очередь на придание студенту правильной осанки и на нормализацию функций ОДА, профилактика контрактур. Не следует допускать чрезмерных нагрузок (особенно в положении стоя, подъеме тяжестей, выполнении упражнений на тренажерах и др.). Упражнения с гантелями, мячами и на тренажерах должны выполняться только в щадящем для позвоночника режиме, лежа и с включением в конце занятий упражнений на растягивание и на релаксацию.

Неотъемлемой частью физического воспитания является врачебный контроль, который проводится в соответствии с «Положением о врачебном контроле за физическим воспитанием населения» (утверждено приказом Минздрава СССР № 986 от 1977 г.). Прежде всего, это ежегодные углубленные медицинские обследования (УМО) студентов. В медицинскую комиссию включаются врачи разных специальностей: терапевт, травматолог-хирург, окулист, невропатолог, гинеколог, отоларинголог и другие специалисты. Проводятся антропометрические и морфологические исследования (обследования всех студентов), флюорография (или рентгенография легких и сердца), электрокардиография (ЭКГ), клинический анализ крови, мочи и тестирование. Кроме того, ежегодно (поквартально или по семестрам) проводятся профилактические осмотры студентов всех курсов.

Существует много форм физической культуры, которые используются для нормализации функционального состояния и осанки студентов, а также для профилактики заболеваний.

Заболевания сердечно-сосудистой системы

Для студентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы показан групповой метод занятий, желательно на улице, в парке или в сквере, то есть физкультура в сочетании с закаливанием. Занятие строится так, чтобы преобладали циклические движения (различные виды ходьбы и бега, их сочетание, лыжные прогулки, катание на коньках, дыхательные упражнения). В зимнее время нужно следить, чтобы студенты дышали через нос. Показаны упражнения на расслабление. Исключаются упражнения с задержкой дыхания, натуживанием и т.п.

В процессе занятий необходим контроль за пульсом, дыханием, цветом кожи и общим состоянием студента. Очень важны утренняя гимнастика и закаливание. В осенне-весенний период - витаминизация (особенно показан прием витаминов С и Е). Если есть возможность, то рекомендуется проводить УФО.

Функциональные нарушения осанки и сколиозы

Функциональные нарушения осанки - это мышечный дисбаланс. Они связаны с функциональными изменениями ОДА (слабостью мышц, связок и пр.) при гиподинамии (ограничении движений), неправильной рабочей позе и др. Нарушение осанки проявляется в уменьшении или увеличении физиологической кривизны позвоночного столба.

Для предупреждения дефектов осанки и ее нормализации необходимы ежедневные занятия физкультурой (УГГ, упражнения с резиновыми бинтами, гимнастической палкой, набивными мячами, с гантелями в положении лежа, занятия на тренажерах с малыми напряжениями в положении лежа, полулежа, плавание, специальные упражнения у гимнастической стенки и др.). Исключаются упражнения с гантелями в исходном положении стоя, прыжки и подскоки с гантелями. В занятие включают подвижные игры (или элементы спортивных игр), дыхательные и общеразвивающие упражнения, ходьбу, ходьбу в приседе, прогулки на лыжах, езду на велосипеде и др. Большое место должны занимать плавание и гидрокинезотерапия. При регулярных занятиях (3-5 раз в неделю по 35-45 мин) удается ликвидировать функциональные нарушения осанки. Сколиоз - прогрессирующее заболевание позвоночника, характеризуется его искривлением. Деформация позвоночника ведет к многочисленным нарушениям деятельности внутренних органов. Одна из важных задач физкультуры - приостановление прогрессирования болезни.

В зависимости от степени сколиоза применяют тот или иной комплекс физических упражнений: ходьба, ходьба в приседе, общеразвивающие и дыхательные упражнения. Упражнения с гантелями, набивными мячами выполняются в положении лежа. Гидрокинезотерапия, плавание (способом брасс), упражнения с гимнастической палкой, упражнения на растяжение, на гимнастической стенке и другие успешно тренируют мышцы. В занятие включают также упражнения на координацию, равновесие и ряд общеразвивающих упражнений для мышц спины, живота, ягодиц и др. Регулярные занятия физкультурой дают возможность остановить прогрессирование болезни, ликвидировать мышечную асимметрию и т.п.

Заболевания органов пищеварения

Наиболее часто встречаются гиперацидный гастрит, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, холециститы и дискинезии желчных путей, колиты (чаще у женщин). Кроме того, нередки опущения желудка. Характер влияния тренировок на пищеварение различен: слабые (небольшие, умеренные) нагрузки стимулируют, сильные (интенсивные, длительные) угнетают функцию желудочно-кишечного тракта (двигательную, секреторную и всасывательную). Кроме того, физические упражнения оказывают положительное воздействие на регенеративные процессы в слизистой желудка и двенадцатиперстной кишки. При этом улучшается микроциркуляция в тканях слизистой, в мышцах, увеличивается объем циркулирующей крови (ОЦК).

Восстановление условно-рефлекторной деятельности желудочно-кишечного тракта начинается через час после приема пищи и достигает максимума лишь через 3-3,5 часа после еды. Чувство сытости сопровождается снижением возбудимости скелетной мускулатуры. Таким образом, выполнение физических упражнений вскоре после еды нарушает естественные процессы пищеварения. Несоблюдение этих правил ведет к ухудшению функциональных и регенеративных процессов в желудочно-кишечном тракте.

Занятия проводятся в период ремиссии. В занятие включают ходьбу, бег (их сочетание), дыхательные и общеразвивающие упражнения, подвижные игры (или элементы спортивных игр), плавание, езду на велосипеде, ходьбу на лыжах и др. В первое время следует щадить брюшной пресс, избегать упражнений на тренажерах. Лучше включать общеразвивающие упражнения в положении лежа, сидя, с выполнением дыхательных упражнений («дыхание животом»).

При повышенной раздражительности и нарушении сна занятия целесообразно проводить в сопровождении музыки (или цветомузыки). В домашних условиях после выполнения УГГ показан душ или обтирание прохладной водой.

Болезни почек и мочевых путей

Наиболее часто встречаются следующие заболевания: гидронефроз, гломерулонефрит, пиелит, пиелонефрит, почечнокаменная болезнь, цистит, опущение почки и др.

Занятия физкультурой проводятся в период ремиссии. В занятие включают дозированную ходьбу, бег, подвижные игры (или элементы спортивных игр), лыжные прогулки, общеразвивающие и дыхательные упражнения, занятия на тренажерах. В летнее время - езда на велосипеде (при мочекаменной болезни - предварительно выпить 0,5-1,5 л жидкости), ходьба по пересеченной местности. При опущении почки исключают прыжки, подскоки и подобные упражнения, выполняется специальный комплекс общеразвивающих упражнений и плавание.

Следует избегать переохлаждения (плавание в осенне-зимний период в бассейне, прием холодного душа или обливание холодной водой), которое может спровоцировать обострение болезней.

Болезни суставов

По данным ВОЗ, каждый пятый житель планеты имеет нарушение функций суставов или предъявляет жалобы на боли в них. Из многочисленных заболеваний суставов наиболее распространены воспалительные заболевания (артриты) и дегенеративные (артрозы).

К первой группе заболеваний относятся артриты инфекционные, артрит ревматоидный и др. Ко второй - деформирующий остеоартроз, периартриты и др.

Артриты - системное заболевание соединительной ткани, проявляющееся главным образом хроническим прогрессирующим воспалением суставов, ограничением движений в суставе (суставах), атрофией мышц и др. При прогрессировании заболевания ограничение движений нарастает, боли в суставе возникают не только при нагрузке, но и в покое.

Роль тренировок в период ремиссии особенно велика. Под влиянием физических упражнений активизируется деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной систем, нервно-мышечного аппарата, нормализуется обмен веществ, улучшается подвижность в суставе, увеличивается сила мышц, исчезает боль.

Активные движения следует выполнять в облеченных условиях (в положении лежа, на четвереньках, сидя, в воде, в висах и др.). Выполнение упражнений не должно сопровождаться болевыми ощущениями.

При инфекционных артритах в занятие включают ходьбу пешком, езду на велосипеде, ходьбу на лыжах, общеразвивающие и дыхательные упражнения, упражнения со снарядами (мячами, палками, гантелями и пр.) в положении лежа и сидя, подвижные игры (или элементы спортивных игр). Исключаются прыжки, подскоки (многоскоки), упражнения с гантелями, гирями в положении стоя, а также плавание в осенне-зимний период из-за опасности обострения заболевания.

При артрозах показаны занятия на тренажерах, гидрокинезотерапия, плавание. Кроме того, в занятие включают подвижные игры (или элементы спортивных игр), ходьбу, лыжные прогулки, езду на велосипеде, греблю и др.

При проведении самостоятельных занятий включают УГГ, езду на велосипеде (велотренажере), ходьбу на лыжах и закаливающие процедуры.

Заключение

Лечебная физкультура (ЛФК) - метод, использующий средства физической культуры с лечебно-профилактической целью для более быстрого и полноценного восстановления здоровья и предупреждения осложнений заболевания. ЛФК обычно используется в сочетании с другими терапевтическими средствами на фоне регламентированного режима и в соответствии с терапевтическими задачами.

На отдельных этапах курса лечения ЛФК способствует предупреждению осложнений, вызываемых длительным покоем; ускорению ликвидации анатомических и функциональных нарушений; сохранению, восстановлению или созданию новых условий для функциональной адаптации организма больного к физическим нагрузкам.

Действующим фактором ЛФК являются физические упражнения, то есть движения, специально организованные (гимнастические, спортивно-прикладные, игровые) и применяемые в качестве неспецифического раздражителя с целью лечения и реабилитации больного. Физические упражнения способствуют восстановлению не только физических, но и психических сил.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Дубровский В.И. и Готовцев П.И. «Самоконтроль при занятиях физической культуры», - М.: Физкультура и спорт, 1984г.

2. Дубровский В.И. и Дубровский Н.М. «Практическое пособие по массажу», - М.: Шаг, 1993г.

17 Литература....……………………………………………………………………19 Введение (Описание ЛФК ) Лечебная физкультура (ЛФК ) - Совокупность методов лечения, профилактики и... сложных случаях - врач по ЛФК . Применение лечебной физкультуры , повышая эффективность комплексной терапии...

29538 0

Основными задачами восстановительной медицины (реабилитации) являются ускорение восстановительных процессов и предотвращение или снижение инвалидизации. Невозможно обеспечить функциональное восстановление, если игнорировать стремление организма к движению. В связи с этим ЛФК должна стать основным звеном медицинской реабилитации различных больных.

Задачи реабилитации:
■ противодействие влиянию гипокинезии и поддержание физической активности больных;
■ восстановление нарушенных функций (систем и органов);
■ восстановление здоровья и адаптация больного к физическим нагрузкам.

Основные принципиальные положения реабилитации включают:
а) применение обоснованных методов патогенетического лечения;
б) общие и частные (специальные) задачи и направленность обшей и специальной физической тренировки;
в) раннее активное использование восстановительного лечения (средствами ЛФК);
г) комплексность методов ЛФК, применяемых в условиях восстановительного лечения;
д) активное участие больного в реабилитационном процессе.

Лечебная физическая культура — составная часть медицинской реабилитации больных, метод комплексной функциональной терапии, использующий физические упражнения как средство сохранения организма больного в деятельном состоянии, стимуляции его внутренних резервов, предупреждения и лечения болезней, вызванных вынужденной гиподинамией.

ЛФК — естественно-биологический метод, в основе которого лежит использование основной биологической функции организма — движения Движение является основным стимулятором роста, развития и формирования организма. Стимулируя активную деятельность всех систем организма, движение поддерживает и развивает их, способствуя повышению общей работоспособности.

ЛФК является методом общего воздействия. С этих позиций физическое упражнение, стимулирующее физиологические процессы всего организма, рассматривается как неспецифический раздражитель, вызывающий реакцию всего организма.

ЛФК — метод патогенетической терапии: систематическое применение физических упражнений влияет на реактивность организма, изменяет как общую реакцию, так и ее местные проявления.

ЛФК — метод активной функциональной терапии. Регулярная дозированная тренировка стимулирует и приспосабливает отдельные системы и весь организм к возрастающим физическим нагрузкам и, в конечном счете, приводит к функциональной адаптации больного.

ЛФК — метод поддерживающей терапии и чаше всего применяется на завершающих этапах медицинской реабилитации, а также у больных пожилого возраста.

ЛФК — метод восстановительной терапии. При комплексном лечении средства ЛФК успешно сочетают с медикаментозной терапией и различными физическими методами. Систематическое выполнение физических упражнений развивает функциональные резервы как пораженной системы, так и всего организма. Раннее применение средств ЛФК обеспечивает восстановление функции в патологический процесс системы, оздоровление и укрепление всего организма.

Метод ЛФК использует принцип упражняемости. Тренировку больного человека обеспечивает систематическое и дозированное применение физических упражнений с целью общего оздоровления организма, улучшения функций, нарушенных патологическим процессом, развития, образования и закрепления моторных навыков и волевых качеств.

Виды тренировок

Различают тренировку общую и специальную. Общая тренировка преследует цель оздоровления, укрепления и общего развития организма больного; она использует самые разнообразные виды общеукрепляющих и развивающих физических упражнений и приемов массажа.

Специальная тренировка ставит своей целью развитие функций, нарушенных в связи с заболеванием или травмой. При ней используют виды физических упражнений, непосредственно воздействующих на область поражения или функционального расстройства.

На основании данных физиологии мышечной деятельности и клинико-функциональных исследований сформулированы следующие основные принципы достижения тренированности:
. систематичность , под которой понимается определенный подбор и распределение упражнений, их дозировка, последовательность; система занятий диктуется задачами тренировки;
. регулярность занятий предполагает их ритмичное повторение и соответственно чередование нагрузок и отдыха. В ЛФК под регулярностью обычно понимается ежедневность занятий;
. длительность. Эффективность физических упражнений прямо зависит от длительности занятий. В ЛФК недопустимы «курсовые» занятия (по аналогии с курсами курортного, физиотерапевтического и медикаментозного лечения). Начав занятия физическими упражнениями под руководством специалистов в лечебно-профилактическом учреждении, больной обязательно должен продолжать эти занятия самостоятельно в домашних условиях;
. постепенное повышение физической нагрузки. В процессе тренировки возрастают функциональные возможности и способности организма, поэтому должна повышаться физическая нагрузка. Это один из путей физического совершенствования организма;
. индивидуализация. Необходимо учитывать индивидуальные физиологические и психологические особенности каждого занимающегося, сильные и слабые стороны его организма, тип высшей нервной деятельности, возраст и тренированность больного, особенности основного заболевания и др.;
. разнообразие средств. В ЛФК рационально сочетаются, дополняя друг друга, гимнастические, спортивные, игровые, прикладные и другие виды упражнений для разностороннего воздействия на организм.

В основе развития тренированности лежит совершенствование нервного управления. В результате тренировки увеличиваются сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов, что ведет к улучшению регуляции функций. Одновременно совершенствуется и координируется взаимодействие моторных и вегетативных функций

Тренировка физическими упражнениями сказывается в первую очередь на функции дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Тренированный организм способен к более полной мобилизации функций, что связано со значительным диапазоном сдвигов во внутренней среде и во всей вегетативной сфере. Тренированный организм может без ущерба себя выдерживать большие отклонения гомеостатических констант.

Положительные стороны метода ЛФК

К основным положительным сторонам метода ЛФК относятся:
. глубокая физиологичность и адекватность;
. универсальность, под которой понимается широкий спектр действия — нет ни одного органа, который не реагировал бы на движения. Широкий диапазон влияния ЛФК обеспечивается вовлечением всех уровней ЦНС, эндокринных и гуморальных факторов;
. отсутствие отрицательного побочного действия (при правильной дозировке физической нагрузки и рациональной методике занятий);
. возможность длительного применения, которое не имеет ограничений, переходя из лечебного в профилактическое и общеоздоровительное (И.Б. Темкин);
. формирование нового динамического стереотипа, реактивно устраняющего или ослабляющего патологический стереотип. В нормальном стереотипе преобладает моторика; в его восстановлении и заключается общая задача ЛФК;
. перевод всех физиологических систем стареющего (и не только стареющего) организма на новый, более высокий уровень, что обеспечивает повышение жизнеспособности и накопление энергии. Оптимальный двигательный режим задерживает процесс старения.

Основные и наиболее общие принципы применения ЛФК как метода медицинской реабилитации в клинической практике:
. целенаправленность методик ЛФК, предопределяемая конкретным функциональным дефицитом в двигательной, чувствительной, вегетативно-трофической сферах, сердечно-сосудистой и дыхательной деятельности
. дифференцированность методик ЛФК в зависимости от типологии и выраженности функционального дефицита
. адекватность нагрузки ЛФК индивидуальным возможностям больного, оцениваемым по общему состоянию, состоянию кардиореспираторной и локомоторной систем и по резервным возможностям дефицитарно функциональной системы с целью достижения тренирующего эффекта;
. своевременность применения методик ЛФК на раннем этапе заболевания или послеоперационного периода с целью максимального использования сохранных функций для восстановления нарушенных, а также для наиболее эффективного и быстрого приспособления при невозможности полного устранения функционального дефицита. Последовательная стимуляция активных воздействий путем расширения средств ЛФК, возрастания тренировочных нагрузок и тренирующего воздействия на определенные функции и на весь организм больного. Функционально оправданная комбинированность применения различных средств ЛФК в зависимости от периода заболевания, функционального дефицита, его выраженности, прогноза восстановления функций и присоединения осложнений (контрактуры, синкинезии, боли, трофические нарушения и др.), а также этапа реабилитации пациента;
. комплексность применения методик ЛФК (в сочетании с другими методами — медикаментозной терапией, физиобальнео- и иглорефлексотерапией, гипербарической оксигенацией, аппаратолечением, ортопедическими мероприятиями и др.).

Перечисленные принципы применения средств ЛФК обязательно учитывают как при построении лечебного комплекса для конкретного сеанса и курса, гак и при выработке программы реабилитации для данного пациента или группы больных (Найдин В.Л., 1990).