Елена Лебедева
Занимательные игровые задания по русскому языку

Занимательный русский язык .

1) Игровые задания , направленные на отработку орфографических норм.

Игра «Словарное лото»

Каждый ребенок получает карточку, на которой написано 8 словарных слов. Учитель или ученик достает из коробочки карточки и читает слова. Ребенок, у которого есть такое слово на карточке, закрывает его фишкой. В конце игры выявляем победителя, т. е кто первый из детей закрыл слова. Затем учитель дает задание : списать слова, выполнить взаимопроверку, поставить оценки друг другу.

Карточки для игры

весело огурец

собака овощи

магазин топор

берёза урожай

быстро огурец

молоко ученик

магазин учительница

берёза машина

Игра «Мягкая посадка»

При отработке какой-либо темы или орфограммы эта игра побуждает интерес, активизируя весь класс. Дети не знают, к кому полетит мяч и какое слово или вопрос прозвучит. Например, изучается тема «Правописание безударных гласных» . Учитель бросает мяч и называет слово «земляной» . Ученик ловит мяч и называет проверочное слово «земли» . Ответивший на вопрос правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием , продолжает стоять и пытается исправить положение.

Игра «Я работаю волшебником»

Ребята получают задания : превратить имена существительные в имена прилагательные женского рода единственного числа.

Стол – столовая

Мебель – мебельная

Диван – диванная

Такая игра проводится в парах. В конце игры подводятся итоги, выявляют пары – победители – волшебники, которые не только правильно образовали слова, но и написали их без ошибок.

Игра «Кто быстрее?»

Переставьте слоги местами. Запишите полученные слова, разделите их на слоги.

Качай чайка

Камыш мышка

Навес весна

Рано нора

Наши шина

Насос сосна

2) Игровые задания , направленные на отработку орфоэпических норм.

Игра «Составь текст и озвучь его»

Учащимся предлагается набор из слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении. Слова записаны на доске. Задача учащихся – за 2-3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы. Учитель может назначить экспертов, которые должны внимательно прослушать текст и сделать вывод о соблюдении произносительных норм. Пример : даны слова – километр, шофёр, центнер, крапива, свекла, сантиметр.

Игра «Пригласите друга на обед»

Ученикам предлагается список меню обеда, на который необходимо пригласить друга. В меню, конечно, записаны слова : щавель, пирожки с творогом, сливовый или грушевый компот, тефтели. Детям необходимо обратиться к друзьям, зачитав им меню без ошибок. Можно обыграть ситуацию встречи друзей.

Игра «Конкурс дикторов» .

Учащимся необходимо прочитать предложенный текст, обращая внимание на выделенные слова. «Для мониторинга и контроля должна быть создана группа надзора. Предполагается, что она будет сформирована в период с 3 – й декады текущего месяца до конца квартала».

3) Игровые задания , направленные на развитие речи.

Учащимся 1 класса очень полезны такие игры, т. к. как они развивают речь, познавательный интерес, воображение, моторику рук.

Игра «Запишем сказку»

Учитель читает детям сказку или рассказ (для начала лучше небольшой, состоящий из 4-5 основных эпизодов, затем предлагаете ему пересказать текст. Это довольно сложно : практически у всех детей связный пересказ вызывает трудности. Успокойте ребенка и предложите ему записать сказку, чтобы потом ее можно было прочитать. А записывать сказку можно с помощью картинок. Дети рисуют на листочке несколько квадратов. Вместе с детьми вспоминаем, о чем говорилось в начале сказки. Например, о девочке, которая вышла из дома. В квадрате рисуют девочку около домика. Затем так же рисуют продолжение сказки. Учитель помогает делить сказку на смысловые части.

В результате дети зарисовывают в картинках весь сюжет и пересказывают сказку по своим иллюстрациям.

Игра «Давайте сочинять!»

Предложите детям сочинить сказку. Определите тему – придумать сказки о зайчиках. Затем обсудите, в какой роли будет выступать зайчик в сказке : он может жить в лесу и дружить со зверями, а может быть игрушкой, которую подарили мальчику, зайчик может выступать в сказке как трусишка и, наоборот, как храбрец. А может быть, придумать сказку про то, как трудно заметить белого зайчика на снегу? Через несколько минут дети рассказывают сказки, которые обсуждаются и оцениваются. Высокую оценку получает наиболее последовательная, детализированная и оригинальная сказка.

Игра «Волшебный лес»

Каждый участник игры получает лист бумаги и карандаши. На листе выполнены незаконченные изображения (см. далее) .

Детям необходимо нарисовать волшебный лес, а потом рассказать про него интересную историю. Затем рассматриваете рисунки, слушаете истории и отмечаете наиболее полные, оригинальные.

Игра «Дополни слово»

Ведущий называет часть слова (кни.) и бросает мяч. Ребенок должен поймать мяч и дополнить слово (. га) .

В роли ведущего ребенок и взрослый могут выступать поочередно.

Составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов : а, к, с, о, и, м, p, m м, ш, а, н, и, ы, г, с

Назвать слова, противоположные по значению : Тонкий - Острый - Чистый - Громкий - Низкий - Здоровый - Победа - и т. п.

Игра «Кто больше?»

Составить как можно больше слов (имен существительных) из букв, образующих какое-либо слово.

Например : ФОТОГРАФИЯ – риф, тир, гора, торг, грот, тяга, граф и т. д.

Добавлять другие буквы воспрещается!

Можно использовать и другие варианты :

Предлагается слово-корень : стол, кот, дом и др. Необходимо в возможно короткое время подыскать к нему как можно больше производных слов. Например : ДОМ – домик, домище, домок, домовой, домовничать, домашний, домовня, домовитый и др.

4) Игровые задания , направленные на систематизацию знаний о частях речи.

Игра «Домино» (по теме «Глагол» )

Каждый участник игры получает карточку, которая разделена на две части. В одной части написано начало правила или формулировка вопроса, на другой продолжение ответа. Дети должны соединить по принципу домино все карточки.

Какие суффиксы имеют глаголы в прошедшем времени перед суффиксом -л-? Спряжение глаголов – это изменение глаголов по лицам и числам.

Чем чаще всего выражен глагол в предложение? Глаголы бывают настоящего, прошедшего и будущего времени?

Какое окончание имеют глаголы II спряжения? В предложении глагол чаще всего бывает сказуемым.

Игра «Зебра» (по теме «Имя существительное» )

Игру можно проводить в группах. Каждая группа получает полоски бумаги белого и черного цвета. На белых полосках написаны вопросы по теме, а на черных детям необходимо записать ответы. Чередуя полоски между собой, дети составляют рисунок «зебры» . Побеждает та группа, которая быстрее всех и правильней запишет ответы на вопросы.

Игра «Собираем урожай» (по теме «Имя прилагательное» )

Эту игру можно проводить в конце урока или в конце изучения данной темы. Учитель раздает детям картинки яблок, груш, слив, вишен, абрикосов (можно по несколько штук каждому ребенку, на столе стоит корзина. Предлагает детям : «Давайте соберем урожай. Надо сформулировать правило по теме «Имя прилагательное» и опустить картинку в корзину. Формулировки правил не должны повторяться. Давайте посмотрим, кто больше всех положить фруктов и ягод в корзину».

Игра «Чистая доска»

Детям очень нравится эта игра. Для ее организации перед объяснением нового материала в разных концах доски записывают вопросы, которые могут выражены как в обычной форме, так и схемой. Они должны быть построены на материале новой темы. Учитель сообщает, что по ходу объяснения материала учащиеся будут участвовать в игре : «Посмотрите на доску, она заполнена различными вопросами. Ответы на них содержатся в моём объяснении. Я время от времени буду спрашивать, готовы ли вы ответить на какой-нибудь вопрос. Если вы даёте правильный ответ на него, то вопрос стирается. Задача в этой игре состоит в том, чтобы к концу урока доска оказалась чистой».

Другой вариант (когда игра проводится не в первый раз) игры может включать небольшое соревнование : «Какой ряд учащихся поможет убрать с доски больше вопросов?» Если некоторые вопросы останутся без ответа, то они автоматически становятся для ребят домашним заданием .

5) Лексико-фразеологические игры.

Игра «Собери, объясни, докажи»

Игру можно проводить как индивидуально, так и в командах, группах, в парах. Детям предлагается набор слов на полосках бумаги. За определенное время необходимо составить фразеологические обороты, объяснить смысл, привести пример из жизни, или литературного произведения. Например : КАК, МАКАР, СВИСТИТ, НА ЯЗЫКЕ , ВЕТЕР, ВЕРТИТСЯ, В КАРМАНАХ. В РУКАВИЦАХ, КАНУЛ, ТЕЛЯТ, В ВОДУ, НЕ ГОНЯЛ, ЕЖОВЫХ.

Игра «Угадай-ка!»

Учитель бросает мяч ребёнку и называет фразеологические обороты. Ученики ловят мяч и объясняют значение. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся.

Например : кожа да кости – худой; дырявая память – забывчивый; на всех парусах – быстро. Перемывать косточки – обсуждать; хоть кровь из носу – обязательно; рукой подать – близко; как рыба в воде – уверенно.

Игра «Наоборот»

Эта игра аналог предыдущей, только наоборот. Учитель называет детям слова, а ребята должны заменить фразеологическими оборотами.

Например : метко – не в бровь, а в глаз. Неожиданно – как снег на голову. Тесно – негде яблоку упасть. Темно – хоть глаз выколи.

Игра «Аукцион»

В этой игре побеждает тот, кто последним назовет фразеологический оборот, в котором встречаются названия животных, птиц, насекомых.

Например : покупать кота в мешке, всяк кулик свое болото хвалит, мартышкин труд, брать быка за рога, комар носа не подточит.

6) Существует еще один вид игр, отличительным признаком которых является внешние правила. Их называют тренинговыми. К ним относятся :

1) настольные игры; (домино, лото) ;

2) игры на основе заданного алгоритма (ребусы, кроссворды, шарады, головоломки) .

Педагогами и психологами доказано, что составление интерактивных игр самими детьми способствует не только лучшему усвоению учебного материала, но и развитию письменной речи, систематизации знаний по темам, развивает внимание, мышление, умение выделять основное, развивает познавательную активность

На уроках можно предложить детям решение кроссвордов, составленных как учителем, так и детьми.

По теме «Имя существительное» 3-й класс

По теме «Местоимение» 3-й класс

На игру отводится два учебных часа. Класс делится на три разноуровневые группы(6-7 человек в каждой группе, одинаковое количество сильных и слабых учащихся). В каждой группе выбирают ”капитана”, остальные-“участники команды”. Учителю помогают три эксперта из числа учеников. Они отслеживают ход игры, работу групп, контролируют качество и количество выполненных заданий. Помощь учителю и экспертам обеспечивают два ассистента из числа учеников, которые раздают карточки с заданиями. В ходе урока выполнение заданий оценивается баллами, которые сообщаются командам и записываются на доске. После окончания урока подводят итоги, называют победителей, выставляют оценки.

Цель урока: проверить качество знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы “Имя существительное”.

Задачи:

Образовательная: повторить тему “Имя существительное”.

Развивающая: развивать навыки работы в группах, творческое мышление и память.

Воспитывающая: воспитывать чувство ответственности при работе в группах.

Оборудование: каждая команда получает: маршрутный лист, игровое поле, кубик, фишку, карточки с заданиями.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Постановка целей и задач урока.

Дети делятся на три команды. Учитель объясняет правила игры. По команде участники бросают по очереди кубик на игровое поле, каждый цвет сектора игрового поля обозначает уровень сложности:

  • красный (творческое задание) – 2 балла;
  • зелёный (задание средней сложности) – 1 балл;
  • синий (выбор красного или зелёного уровня).

Число, выпавшее на кубике, обозначает сколько ходов на маршрутном поле (от А до Я) должна сделать фишка участников команды. Затем команда выполняет задание, выполненное задание оценивает эксперт по пятибалльной системе плюс тот балл, уровень которого выпал на игровом поле. Если не справились с препятствием – штрафное задание. После выполнения штрафного задания командам разрешается выполнять следующий ход (за штрафное задание балл не дается).

Цель команд – набрать наибольшее количество баллов при прохождении маршрутного листа, прийти первым. Помните, любая ваша ошибка – это снижение баллов всей команде.

Условные знаки маршрутного поля:

(дополнительное задание) – 1 балл.

(кот в мешке) - все баллы сгорают.

III. Слово учителя.

Ребята, сегодня вас ожидает не совсем обычный урок – это урок-игра, путешествие по царству Существительного. Мы с вами изучили эту часть речи, и сегодня вам предстоит вспомнить пройденный материал. Знания, умения, навыки, которые вы приобрели при изучении этого раздела, помогут вам преодолеть препятствия, которые вас будут поджидать, и набрать наибольшее количество баллов.

IV. Проверка домашнего задания.

Дайте определение имени существительного.

Что нового узнали о склонении существительного в 6-м классе?

Что нового узнали о роде существительных в 6-м классе?

Как отличить существительное с приставкой не от существительного с отрицательной частицей не ?

Расскажите о правописании суффиксов -ек и -ик ; -чик и -щик .

Правописание о – е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных.

V. Проведение игры.

Карточки-задания (задания, оцениваемые 1 баллом).

1. Сколько букв Ё пропущено в скороговорке?

Кукушка кукуш_нку

Купила капюш_н.

Надел кукуш_нок капюш_н.

Как в капюш_не он смеш_н!

2. Какой тип склонения русских имен существительных не представлен в следующих примерах:

Книга, время, яблоня, кофе, тень, юноша, путь, пальто, мозоль.

3. Выберите существительные с суффиксом -ОК:

Замок, теремок, лесок, песок, венок, ленок, мирок, курок, листок, приток.

4. Укажите существительные мужского рода.

Авеню, кашне, депо, шоссе, кофе.

5. Какое существительное имеет в Им.п. мн.ч. окончание –Ы?

Мастер, доктор, директор, герб, профессор.

6. Подберите имена прилагательные к словам:

Тюль, рояль, картофель, фасоль, шимпанзе, пенальти, буржуа.

7. Укажите существительные женского рода.

Профессор, шампунь, вермишель, тополь, пони, авеню.

8. Какова особенность слов: кино, пальто, метро?

Как надо правильно сказать?

Подошёл к метр_ , вышел из кин_ , подъехал к деп_ , доволен пальт_ , вспоминаю о поездке в метр_.

9. В форме какого падежа и числа в слове произносится Д?

10. Найдите существительное с приставкой НЕ.

(Не)место красит человека, а человек- место. Вася (не)ряха. (Не)решительность шахматиста. (Не)настье задержало нас в пути. (Не)надо печалиться.

Карточки-задания (задания, оцениваемые 1 баллом).

1. Определите род несклоняемых существительных. Запишите словосочетания “прилагательное + существительное”. Выделите окончания прилагательных.

Пальто, авеню, радио, леди, интервью, какаду, атташе, ООН, ТЮЗ, турне, фото, табло, пони.

2. Составьте предложения с существительными общего рода, чтобы они обозначали лиц мужского и женского пола.

молодчина, непоседа, врач, мастер, профессор.

3. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните их написание.

Отборная рож_ , холодная полноч_, камыш_м, над крыш_ю, туч_й, глуш_, железный ключ_, плеч_м к плечу, черная туш_, исполнили туш_, товарищ_м, пряж_й, кирпич_м, ож_г (руки).

4. Определите, как пишутся данные ниже слова с (НЕ). Разделите их на две группы.

(НЕ)взгоды, (не)решительность, (не)приятель, (не)вежа, (не)друг, (не)доумение, (не)лепость, (не)ряшливость, (не)приветливость, (не) видимка, (не)опрятность, (не)достаток, (не)приязнь, (не)удача.

5. Спишите, слова в скобках поставьте в нужном падеже, объясните написание.

У меня нет (время), большого (пламя) не задуешь, не жди хорошего (семя), без роду и (племя), называть вещи своими (имя), под (бремя) лет, освободить ногу из (стремя), идти под (знамя).

6. Какое существительное в пяти падежах ед.ч. и мн. ч. имеет одинаковое окончание?

7. Выпишите в две колонки:

1) НЕ с существительными;

2) НЕ с глаголами.

Пусть никакие (не)взгоды (не)омрачают вас. (НЕ)знакомец (не)слышал вопроса; он (не)ответил и даже (не)взглянул на меня. Я ждал с (не)терпением встречи. Ученье в счастье украшает, а в (не)счастье утешает. Он (не)плакал и (не)сиял от счастья. Отец стал сильно (не)домогать. Чинов я (не)хотел, а славы (не)добился. Просто мне (не)здоровилось в это время.

8. Выпишите слова с суффиксом -ЧИК в одну колонку, с суффиксом -ЩИК- в другую.

Извоз_ик, налад_ик, набор_ик, лёт_ик, сплав_ик, скуп_ик, фонтан_ик, домен_ик, регулиров_ик, бакен_ик, буриль_ик, объзд_ик, текстиль_ик, перепис_ик, сортиров_ик, обид_ик, завод_ик, смаз_ик, барабан_ик.

9. Спишите, замените слова однокоренными словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ИК, -ЕК.

Лист, луч, орех, дождь, корабль, хвост, чертёж, карандаш, замок, огонёк, дом, ключ, песок, букет, куст, паровоз, ёж, самолёт, шалаш, жеребёнок, камень, островок, телёнок, переулок.

10. Выпишите слова: 1) с О-Е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных; 2) с О-Ё после шипящих в корне.

Душ_ю, товарищ_м, волч_к, рож_к, собач_нка, нож_ньки, ш_рох, ш_пот, ноч_вка, воротнич_к, дорож_нька, мыш_нок, ж_лтый, ж_нглёр, еж_нок, свеч_й, пыльц_й, беч_вка, ящич_к, сундуч_к, медвеж_нок, калач_м.

11. Определите форму числа у имен существительных. К указанным числовым формам подберите соотносительные формы.

Минута, девушка, сумерки, листва, бусинки, стихи, лес, традиция, сахар, дружба, телята, хлеб, небо, очки, брюки, стружки, молодежь, брат.

12. Определите склонение имен существительных.

Дом, собака, стены, будни, мороженое, жюри, автор, время, путь, зерно, гусь, нежность, пони, руно, детвора, семья, колибри, Токио.

13. Что объединяет следующие группы слов:

1) кофе, Батуми, Токио;

2) Конго, Гоби, колибри;

3) Онтарио, пальто, пенсне.

14. Спишите, вставьте пропущенные буквы, графически объясните написание.

Заботиться о просвещени_, ночевать в ущель_, рассказать о урожа_, обратиться к врачу Мари_ Алексеевн_, гулять по алле_, сидеть на ветв_, привязать к нит_, стоять в очеред_, стоять в ожидани_, в жемчужном ине_.

Карточки-задания (задания, оцениваемые 2 баллами).

1. Придумать небольшой рассказ, используя как можно больше слов с суффиксами –ЧИК, -ЩИК. Суффиксы обозначьте.

2. Составьте десять словосочетаний или семь предложений на тему “Комната гномиков”, пользуясь существительными с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Суффиксы обозначьте.

3. Составьте словосочетания со словами О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

4. НЕ с существительными. Приведите десять слов, к данным словам подберите синонимы с приставкой (НЕ). Орфограмму обозначьте.

5. Составьте связный текст из данных ниже слов. Объясните написание несклоняемых имён существительных.

Фойе, шоссе, пальто, такси, кофе, ателье.

6. Составьте 6-7 вопросов к теме “Имя существительное”.

7. Составьте диктант из слов с изученными орфограммами, правописание которых изучалось в теме “Имя существительное”.

8. Составьте небольшой рассказ, все слова в котором начинались бы с одной буквы.

VI. Итоги урока.

Учитель и эксперты подводят итоги, анализируют работу групп, сообщают конечные результаты, называют победителей, выставляют оценки.

Творческие задания по теме:

«Имя существительное»

Вопросы:

    Что называется именем существительным?

    Какие бывают имена существительные?

    Как изменяются имена существительные?

    Три склонения имён существительных?

    Падежи имён существительных (вопросы, предлоги, особенности)?

    Как определить падеж имён существительных?

    Падежные окончания имён существительных 1 склонения?

    Падежные окончания имён существительных 2 склонения?

    Падежные окончания имён существительных 3 склонения?

1 вариант:

    Спиши:

Весной около дороги ребята нашли черепаху. Солнце разбудило её от спячки. Она с трудом шла по дорожке. Ребята порадовались находке.

    Найди в тексте слово, которое подходит к схеме:

Бросили (дорога), работал (охранник), гуляли (лес), жил (Олег), читать (журнал), ехать (поезд), слова (песенка), рассказала (праздник).

2 вариант:

    Спиши:

Мы шли по дорожке к роще. На опушке рощи было много лесных ягод. Вот к берёзке подлетели сороки. Дятел застучал клювом по осинке.

    Определи падеж имён существительных. Выпиши 5 слов с различными орфограммами. Подчеркни грамматическую основу в первом предложении. Укажи части речи. Из данных слов составь и запиши словосочетания с подходящими предлогами. Укажи падеж и склонение имён существительных.

Вскрикнуть (боль), выпрыгнул (песочница), сорвать (дерево), пролить (стол), рассказать (мама), лежит (постель), налить (стакан), говорить (друг).

3 вариант:

    Спиши:

На верхушке ёлки Кирилл и Геннадий укрепили звезду. От веточки к веточке потянулись золотые паутинки. Ёлка ожила, засветилась миллионами огней.

    Определи падеж имён существительных. Выпиши 5 слов с различными орфограммами. Из данных слов составь и запиши словосочетания с подходящими предлогами. Укажи падеж и склонение имён существительных.

Подъехать (вокзал), снять (яблоня), смеяться (радость), плыть (море), шёл (тропинка), живёт (город), вместе (подруга), сидел (кресло).

4 вариант:

    Спиши:

Из деревни по дороге идут колхозники. Около рощи они пошли по тропинке. На поляне свернули с тропинки и направились к речке. У речки в стоге сена сидела группа ребят.

    Определи падеж имён существительных. Выпиши 5 слов с различными орфограммами. Подбери из текста слово к схеме: Из данных слов составь и запиши словосочетания с подходящими предлогами. Укажи падеж и склонение имён существительных.

Смотреть (книга), рисовать (альбом), дружить (Ольга), приехать (тётя), лежать (песок), увидеть (ворота), позвать (класс), петь (весна).

5 вариант:

    Спиши:

В осеннем лесу ветер свободно гуляет. Ничто не мешает ему качать серёжки у ольхи. Он подхватывает пыльцу. Пыльца летит по всему лесу. Солнце освещает яркие и пушистые цветы.

    Определи падеж имён существительных. Выпиши 5 слов с различными орфограммами. Составь схему последнего предложения. Из данных слов составь и запиши словосочетания с подходящими предлогами. Укажи падеж и склонение имён существительных.

Лежал (печь), держала (книга), подошёл (сторожка), подружилась (одноклассница), висели (дуб), смеялись (радость), сделал (поделка), думал (подарок).

6 вариант:

    Спиши:

Тяжелеют кисти у рябин. Я долго бродил по лесу и вышел на поляну. Там возвышалась большая копна сена. Я лёг в душистое сено, дышал запахом травы, смотрел на облака.

    Определи падеж имён существительных. Выпиши 5 слов с различными орфограммами. Подчеркни грамматическую основу во втором предложении. Укажи части речи. Из данных слов составь и запиши словосочетания с подходящими предлогами. Укажи падеж и склонение имён существительных.

Работать (порт), писать (дедушка), стоять (дом), следить (речь), выбежал (дубрава), попросил (учительница), увидела (киоск), нашла (сумка).

Разноуровневые задания по теме: «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»

Собственные и нарицательные.

1 уровень .
Запиши слова в два столбика.
Чиж, Москва, город, дуб, Казахстан, Дарья, голубь, океан, река, Нина, лев, окно, Амур.


2 уровень.
Все существительные из предложений запишите в два столбика .
Борис Петрович Житков уходил на лодке далеко в море. Щенок Бим любит пить вкусное молоко.

3 уровень.
Составьте предложения и запишите их. Подчеркните имена собственные .
Бурёнка, на, паслась, корова, лугу. Кошки, были, Мурки, котята, у, Мурзик, и, Васька.
Орлика, пруду, к, ведёт, коня, Алёша. Живёт, Миша, деревне,у, в, Дубки, бабушки.

Род имен существительных.
1 уровень.
Выпишите имена существительные и запишите их в три столбика по родам. (мужской /женский/ средний)
Мечтал, красивое, ходил, яблоко, бродил, мебель, адрес, чашка, чувство, разведка, дело, лучистый, путник, мир, удача.


2 уровень.
Из слов строчки составьте предложения так, чтобы получились пословицы. Укажите род имён существительных .
Почёт, рядом, труд, живут, и.
Матери, лучше, сердце, солнце, греет.
Мастерство, в, почёте, всегда.
До, язык, Киева, доведёт.


3 уровень .
Составьте рассказ, используя данные слова :
Утро, дождь, плащ, луч солнца, зонт, туча, лето.
Определите род всех имён существительных .

Число имён существительных .
1 уровень.
Запишите слова в два столбика . (единственное / множественное )
Звезда, кусты, лебедь, дерево, бревно. Журавли, мхи, ящик, алмазы. Лётчик, шерсть, перо, кочки, яблоки.

2 уровень.
Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Укажите род и число существительных .

Ребяти..ки л…пили ч..шки и ло..ки. В л…су ж…вут др…зды, гр…чи, сн…гири.

3 уровень.
Запишите слова в два столбика. Поставьте существительные женского рода в единственное число, а мужского рода- во множественное.
Окна, узоры, пальма, деревья, ковёр, наряды, ручей, сено, рощи, дом, черта, волны, ключ, путь.

Склонение имён существительных.
1 уровень.
Спишите. Поставьте вопросы к выделенным словам .
Посеяла на грядке , шишки ёлки , пронёсся по степи , напиши бабушке , вечер за книгой , альбом подруги , протекает по равнине , был за школой , забыл о задаче .


2 уровень.
Составьте с именами существительными словосочетания, в которых эти существительные стояли бы в П.п., Д.п., Р.п.
Гроза, окно, грач, степь.


3 уровень.
Спишите, вставьте пропущенные буквы. Определите падеж имён существительных .
Дож..ь (по)шёл в..с..лее. Люди (вы)б..гали из д..мов. Они протягивали руки. В..да (с)б..гала по их рукам до самых плеч. Р..бятишки (за)прыгали (по)лужам.

Падежные окончания имён существительных.
1 уровень.
Спишите, вставив пропущенные буквы. Определите падеж . Выделите окончания.
О букашк…, о гордост…, из шерст…, по милост…, по травинк…, из земляник…, о вишн…, в арбуз…, на фуражк…, в колен… .


2 уровень .
Спишите, вставив прпущенные буквы. Определите падеж и род. Выделите окончания.
В холод…, из деревн…, о жизн…, по букв…, около город…, у вырубк…, по пустын…, к сирен…, на припёк… в фонтан… .

3 уровень.
Спишите. Поставьте имена существительные в скобках в нужном падеже. Определите падеж и склонение этих существительных. Выделите окончания.
Катя п..лучила пис..мо (дядя Коля). Сам..лёт прил..тел из (Казань). Дети гуляли (площ..дь). П..любуйся пуш..стым (снег).

Множественное число (склонение).
1 уровень.
Просклоняй во множественном числе существительные :

бури, грибы.


2 уровень.
Спишите, раскрывая скобки. Выделите окончания, определите падежи имён существительных .
Весной к нам прилетает малиновка. Кормится она (жучки, личинки, гусеницы). Птичка ищет их в опавших (листья) под (деревья и кусты). Летом она лакомится (ягодки).


3 уровень.
Допишите предложения, подбирая подходящие по смыслу сравнения, используя слова для справок. Выделите окончания. Определите падежи имён существительных.
Снег на сухих ветках нанизан … . В развилках голых осин снег скопился … .
Деревья кажутся то …, то …, то … .
Слова для справок: мохнатые шапки, загадочное чудовище, сияющие шары, сказочные великаны, белые медведи.