1. Допингом в спорте признается нарушение антидопингового правила, в том числе использование или попытка использования субстанции и (или) метода, включенных в перечни субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте (далее также - запрещенная субстанция и (или) запрещенный метод).
2. Предотвращение допинга в спорте и борьба с ним осуществляются в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами , утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговыми правилами, утвержденными международными антидопинговыми организациями (далее также - антидопинговые правила).
3. Нарушением антидопингового правила являются одно или несколько следующих нарушений:
1) использование или попытка использования спортсменом запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода;
2) наличие запрещенных субстанций либо их метаболитов или маркеров в пробе, взятой в соревновательный период или во внесоревновательный период из организма спортсмена, а также из организма животного, участвующего в спортивном соревновании;
3) отказ спортсмена явиться на взятие пробы, неявка спортсмена на взятие пробы без уважительных причин после получения уведомления в соответствии с антидопинговыми правилами или уклонение иным образом спортсмена от взятия пробы;
4) нарушение требований антидопинговых правил, касающихся доступности спортсмена для взятия у него проб во внесоревновательный период, в том числе непредоставление информации о его местонахождении и его неявка для участия в тестировании;
5) фальсификация или попытка фальсификации элемента допинг-контроля;
6) обладание запрещенными субстанциями и (или) запрещенными методами;
(см. текст в предыдущей редакции)
7) распространение запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода;
8) использование или попытка использования, назначение или попытка назначения запрещенной субстанции в отношении спортсмена, либо применение или попытка применения в отношении его запрещенного метода, либо иное содействие, связанное с нарушением или попыткой нарушения антидопинговых правил.
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1. Осуществление действий, указанных в пунктах 1 , - 8 части 3 настоящей статьи, не является нарушением антидопинговых правил, если на момент их совершения имелось разрешение на терапевтическое использование запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода, выданное в соответствии с Международным стандартом по терапевтическому использованию запрещенных субстанций Всемирного антидопингового агентства, либо существовали предусмотренные этим Международным стандартом обстоятельства, позволяющие выдать такое разрешение после совершения указанных действий.
4. Не допускаются нарушение антидопинговых правил спортсменами, а также тренерами, специалистами по спортивной медицине, иными специалистами в области физической культуры и спорта в отношении спортсменов, использование в отношении животных, участвующих в спортивном соревновании, запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода. Факт использования запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода спортсменом, а также в отношении животного, участвующего в спортивном соревновании, подтверждается только результатами исследований, проведенных в лабораториях, аккредитованных Всемирным антидопинговым агентством.
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Допинг-контроль представляет собой процесс, включающий в себя планирование проведения тестов, взятие проб, их хранение, транспортировку, лабораторный анализ проб, послетестовые процедуры, а также проведение соответствующих слушаний и рассмотрение апелляций.
6. Тестирование представляет собой элементы допинг-контроля, включающие в себя планирование проведения тестов, взятие проб, их хранение и транспортировку в лабораторию, аккредитованную Всемирным антидопинговым агентством.
7. Тестирование осуществляется как в соревновательный период, так и во внесоревновательный период. Под соревновательным периодом понимается период, связанный с участием спортсмена и (или) животного в конкретном соревновании, если правилами международной спортивной федерации по соответствующему виду спорта или иной международной антидопинговой организацией либо общероссийской антидопинговой организацией не предусмотрено иное. Время, не включенное в соревновательный период, является внесоревновательным периодом.
8. Меры по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним включают в себя:
1) проведение допинг-контроля;
2) установление ответственности спортсменов, тренеров, иных специалистов в области физической культуры и спорта за нарушение антидопинговых правил;
3) предупреждение применения запрещенных субстанций и (или) запрещенных методов;
4) повышение квалификации специалистов, проводящих допинг-контроль;
5) включение в дополнительные образовательные программы образовательных организаций, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, разделов об антидопинговых правилах, о последствиях допинга в спорте для здоровья спортсменов, об ответственности за нарушение антидопинговых правил;
(см. текст в предыдущей редакции)
6) проведение антидопинговой пропаганды в средствах массовой информации;
7) проведение научных исследований, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним;
8) проведение научных исследований по разработке средств и методов восстановления работоспособности спортсменов;
9) оказание федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, общероссийской антидопинговой организацией содействия органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в антидопинговом обеспечении спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации;
11) осуществление международного сотрудничества в области предотвращения допинга в спорте и борьбы с ним.
9. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта в целях реализации мер по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним:
4) принимает в установленном порядке решение об исключении общероссийской спортивной федерации из реестра общероссийских и аккредитованных региональных спортивных федераций в случае неисполнения общероссийской спортивной федерацией обязанностей, предусмотренных пунктами 1 - 6 части 10 настоящей статьи;
4.1) утверждает порядок информирования федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия по организации медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения об изменениях в перечнях субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения;
5) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом.
10. Общероссийские спортивные федерации и профессиональные спортивные лиги в целях реализации мер по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним обязаны:
(см. текст в предыдущей редакции)
1) опубликовывать в общероссийских периодических печатных изданиях и (или) размещать на своих официальных сайтах в сети Интернет общероссийские антидопинговые правила и антидопинговые правила, утвержденные международными спортивными федерациями по соответствующим видам спорта, на русском языке;
2) предоставлять в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами необходимую общероссийской антидопинговой организации информацию для формирования списка спортсменов в целях проведения тестирования как в соревновательный период, так и во внесоревновательный период;
3) уведомлять спортсменов в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами о включении их в список спортсменов, подлежащих тестированию как в соревновательный период, так и во внесоревновательный период;
5) применять санкции (в том числе спортивную дисквалификацию спортсменов) на основании и во исполнение решения соответствующей антидопинговой организации о нарушении антидопинговых правил спортсменами, а также тренерами, иными специалистами в области физической культуры и спорта в отношении спортсменов, в отношении животных, участвующих в спортивном соревновании;
6) информировать о примененных санкциях федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, общероссийскую антидопинговую организацию, международную спортивную федерацию по соответствующему виду спорта;
6.1) определять должностных лиц, ответственных за организацию работы общероссийской спортивной федерации и (или) профессиональной спортивной лиги по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на медико-биологическое обеспечение спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации, российской антидопинговой организацией. Соответствующее должностное лицо общероссийской спортивной федерации также взаимодействует с международной спортивной федерацией, соответствующее должностное лицо профессиональной спортивной лиги - с общероссийской спортивной федерацией по соответствующему виду спорта; 13. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в сфере здравоохранения, определяет должностное лицо, ответственное за организацию работы по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним во взаимодействии с российской антидопинговой организацией и федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.
Фев 25, 2015 Фев 25, 2015 by vaulter
Проблема допинга является одной из самых сложных в современном спорте. Применение допинга спортсменами не только наносит ущерб их собственному здоровью, но и подрывает идеологические основы спорта.
Эта проблема содержит и нравственный аспект: ведь употребление допинга ведёт к неравенству условий для участников соревнований, и это неравенство вытекает не из уровня подготовленности, что предусматривается правилами соревнований в любом виде спорта, а определяется уровнем развития фармакологической промышленности, медицинской науки и экономическими возможностями их привлечения в спортивную сферу.
Допинг в спорте — это фармакологические препараты, методы и процедуры, используемые с целью стимуляции физической и психической работоспособности и достижения благодаря этому высокого спортивного результата.
В настоящее время к допинговым средствам относят препараты следующих групп :
- Стимуляторы (стимуляторы центральной нервной системы, симпатомиметики, анальгетики).
- Наркотики (наркотические анальгетики).
- Анаболические стероиды и другие гормональные анаболизирующие средства.
- Бетаблокаторы.
- Диуретики.
К допинговым методам относятся :
- Кровяной допинг.
- Фармакологические, химические и механические манипуляции с биологическими жидкостями.
С точки зрения достигаемого эффекта спортивные допинги можно условно разделить на две основные группы :
- препараты, применяемые непосредственно в период соревнований для кратковременной стимуляции работоспособности, психического и физического тонуса спортсмена;
- препараты, применяемые в течение длительного времени в ходе тренировочного процесса для наращивания мышечной массы и обеспечения адаптации спортсмена к максимальным физическим нагрузкам.
По мнению многих специалистов использование допинга во время Олимпийских игр началось с самого дня основания соревнований в 776 г. до н. э. Участники игр принимали галлюциногенные и болеутоляющие экстракты из грибов, различных трав и вина, и тогда это было не запрещено.
Первый зарегистрированный современный случай употребления допинга всплыл в 1865 г. с голландскими пловцами, использовавшими стимуляторы. В том же году зарегистрировали и первую жертву: от употребления допинга умер спортсмен-велосипедист. Это, впрочем, никого не остановило: к моменту возобновления в 1896 г. Олимпийских игр спортсмены уже довольно широко пользовались стимуляторами.
На Олимпийских играх 1904 г. американца Томаса Хикса, выигравшего марафонский забег, откачивали четверо врачей после приёма бренди с добавлением кокаина и стрихнина в качестве стимулятора. К 1932 г. спринтеры экспериментировали с нитроглицерином, пытаясь расширить их коронарные артерии, а позже они начали экспериментировать с бензидрином.
Но реальным началом современной эры допинга нужно считать 1935 г., когда был создан инъекционный тестостерон, сначала используемый нацистскими докторами для повышения агрессии у солдат, чуть позже он уверенно вошел в спорт с олимпийскими атлетами Германии в 1936 г. на Берлинской Олимпиаде.
В 1955 г. физиолог Джон Циглер разработал для сборной США по тяжелой атлетике модифицированную молекулу синтетического тестостерона с увеличенными анаболическими свойствами. Это был первый искусственный анаболический стероид - метандростенолон .
Смерть велосипедиста Кнуда Йенсена во время велогонки на Олимпийских играх в Риме в 1960 г., причиной которой стало применение амфетаминов, ускорила внедрение тестирований спортсменов. В 1966 г. Международный союз велосипедистов и Международная футбольная федерация вводят обязательную процедуру тестирования во время соревнований. В 1967 г. Международный олимпийский комитет создает Медицинскую комиссию и издает первый список запрещенных субстанций.
Первые тесты на допинг были проведены на Зимних олимпийских играх в Гренобле и Олимпийских играх в Мехико в 1968 г. Большинство международных спортивных федераций начали проводить тестирование к 1970 году. В 1998 году во время велогонки «Тур де Франс» полиция в ходе специального рейда обнаружила большое количество запрещенных препаратов. Это событие, получившее большой общественный резонанс, привело к переоценке роли правительств в противодействии допингу.
МОК инициировал проведение в 1999 году в Лозанне Первой Всемирной конференции по борьбе с допингом в спорте , в которой приняли участие представители олимпийского движения, правительств, межправительственных и неправительственных организаций. В соответствии с рекомендациями конференции, 10 ноября 1999 г. было создано Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА).
Основной причиной широкого распространения допинга в современном спорте является убежденность многих тренеров и спортсменов в том, что без применения запрещённых веществ и методов невозможно достичь высоких спортивных результатов. Существующая система допинг-контроля в значительной степени ограничивает масштабы применения спортсменами запрещенных веществ и методов, в основном, в спорте высших достижений. Однако кардинально проблему допинга в современном спорте она не решает. Вопросы, касающиеся применения допинга в спорте, давно привлекают к себе внимание как профессиональных спортсменов, так и людей, занимающихся любительским спортом.
Основной составляющей любой антидопинговой программы служат мероприятия допинг-контроля. Допинг-контроль - это сложный многоступенчатый процесс, который включает:
- – планирование тестирования;
- – предоставление информации о местонахождении;
- – сбор и транспортировку проб;
- – лабораторные исследования;
- – запросы на терапевтическое использование;
- – обработку результатов;
- – проведение слушаний и рассмотрение апелляций.
Спортсмен может быть протестирован в любом месте, как во время, так и вне соревнований, с 6 до 23 ч. При этом количество тестирований в год никак не оговаривается и зависит от плана антидопинговых организаций. Сбор проб осуществляется специально обученным персоналом, инспектором допинг-контроля и инспектором по сбору крови. В проведении мероприятий допинг-контроля участвуют несколько специфических структур и организаций. Планирование сбора проб, непосредственно их сбор и транспортировку, а также обработку результатов проводит антидопинговая организация, выступившая инициатором сбора проб. Исследование проб проводится в аккредитованной ВАДА независимой антидопинговой лаборатории, выбор которой зависит от антидопинговой организации.
Решение о выдаче разрешения на терапевтическое использование принимает независимый Комитет по терапевтическому использованию, а решение о санкциях к спортсмену - независимый Дисциплинарный антидопинговый комитет. Рассмотрение апелляций спортсменов международного уровня проводит Спортивный арбитражный суд в Лозанне.
Каждый из разделов допинг-контроля основан на Кодексе, международных стандартах ВАДА, национальных антидопинговых правилах и национальном законодательстве. Система планирования тестирований основывается на оценке риска применения запрещённых веществ в разных видах спорта. Антидопинговые организации анализируют, насколько может быть эффективен допинг в различных видах спорта в соревновательный и тренировочный периоды, и на основании этого планируют сбор проб. Это позволяет проводить тесты целевым образом, а не тестировать всех подряд.
При планировании тестирований в расчёт берётся ряд показателей, например, сезонный график тренировок и соревнований, требования к физической подготовке в различных видах спорта, возможные схемы приёма различных препаратов, спортивные результаты спортсмена, его предшествующая допинговая история и др.
Для более эффективного планирования и проведения целевых тестирований была разработана программа по созданию биологического паспорта спортсмен а. Речь идет о системе сбора и обработки информации о некоторых биологических параметрах спортсмена. На основе этой информации становится возможным заподозрить применение различных запрещенных субстанций и методов, что может служить основанием как для внезапного тестирования, так и для применения санкций. В мировой практике уже были случаи дисквалификации спортсменов на основании данных биопаспорта.
Допинг-контроль является важнейшей составной частью комплексной программы мероприятий, направленных на предотвращение применения спортсменами запрещённых (допинговых) средств.
Читайте также:
|
Предотвращение допинга в спорте и борьба с ним осуществляются в соответствии с Положением об антидопинговых правилах Республики Беларусь, иными актами законодательства, международными договорами Республики Беларусь, а также с учетом решений Международного олимпийского комитета, Всемирного антидопингового агентства, иных международных спортивных организаций.
Меры по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним включают:
Обеспечение проведения всех этапов допинг-контроля;
Установление ответственности спортсменов, тренеров, иных лиц за допинг в спорте;
Проведение антидопинговой пропаганды, в том числе путем организации лекций, семинаров и в иных формах;
Осуществление международного сотрудничества по вопросам предотвращения допинга в спорте и борьбы с ним;
проведение научных исследований, осуществление иных мер (проведение мероприятий), направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним.
Допинг-контроль в современном спорте начался с 1968 года (с олимпиады в Мехико) и совершенствуется год от года, как впрочем, и спортивная фармакология.
Под допинг-контролем понимается регламентированный процесс, включающий планирование проведения тестов, взятие проб и обращение с ними, лабораторный анализ проб, послетестовые процедуры, а также проведение соответствующих слушаний и рассмотрение апелляций.
К допинг-контролю могут привлекаться спортсмены независимо от их пола, возраста, уровня мастерства и места жительства, животные, участвующие в спортивных соревнованиях, в порядке и на условиях, установленных Положением об антидопинговых правилах Республики Беларусь.
Допинг-контроль спортсменов – членов национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта, учащихся средних школ – училищ олимпийского резерва и специализированных по спорту классов учреждений общего среднего образования, спортсменов – учащихся специализированных учебно-спортивных учреждений, детско-юношеских спортивных школ (специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва), включенных в структуру клубов по виду (видам) спорта в виде обособленных структурных подразделений, животных, участвующих в спортивных соревнованиях, осуществляемый по решению Национального антидопингового агентства, проводится за счет средств республиканского бюджета. Допинговый контроль спортсменов – членов национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта проводится за счет средств республиканского бюджета.
Организаторы спортивных мероприятий обязаны оказывать содействие организациям, осуществляющим допинг-контроль, и обеспечивать условия для проведения допинг-контроля.
Принятый у нас в стране регламент организации и проведения процедуры допинг-контроля полностью соответствует требованиям Медицинской комиссии МОК. Процедура допинг-контроля состоит из следующих этапов: отбор биологических проб для анализа, физико-химическое исследование отобранных проб и оформление заключения, наложение санкций на нарушителей.
Во время соревнований, спортсмен получает уведомление о том, что согласно правилам, он должен пройти допинг-контроль. В обязательном порядке допинг-контроль проходят победители, занявшие 1-е, 2-е и 3-е места, а также по решению комиссии один из несколько спортсменов, не занявших призовых мест (они выбираются по жребию). После выступления, указанные спортсмены направляются в комнату допинг-контроля. Здесь спортсмен сам выбирает емкость для сбора пробы мочи на анализ. Затем, в присутствии наблюдателя происходит сдача пробы мочи. (Наблюдатель следит за тем, чтобы не было фальсификации пробы). После сдачи пробы, на сосуд наклеивается номер, который также выбирает сам спортсмен. После этого, полученная биологическая проба делится на две равные части - пробы А и В, которые опечатываются и им присваивается определенный код. Таким образом, фамилия спортсмена, не упоминается ни на каком из рабочих этапов (для соблюдения полной анонимности). Копии кодов наклеивают на протокол допинг-контроля. Затем пробы упаковывают в контейнеры для перевозки и отвозят в лабораторию допинг-контроля. Перед подписанием протокола допинг-контроля спортсмен обязан сообщить комиссии названия всех лекарств, которые он принимал перед соревнованием (т.к. некоторые лекарства содержат запрещенные средства в минимальных количествах, например, солутан). После подписания протокола допинг-контроля спортсмену остается только ожидать результатов анализа. Согласно регламенту проведения допинг-контроля анализу подвергается проба А, причем не позднее, чем через 3 суток после взятия биологической пробы. В случае обнаружения в ней запрещенных препаратов, вскрывается и анализируется проба В. При вскрытии пробы В может присутствовать либо сам спортсмен, либо его доверенное лицо. Если в пробе В также обнаруживаются запрещенные средства, то спортсмен подвергается соответствующим санкциям. Если же в пробе В не обнаруживают запрещенного препарата, то заключение по анализу биопробы А признается недостоверным и санкции к спортсмену не применяются.
Отказ спортсмена от прохождения допинг-контроля или попытка фальсифицировать его результат рассматриваются как признание им факта применения допингов со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Фальсификация результатов допингового контроля заключается в различного рода манипуляциях, направленных на искажение его результатов. К попыткам фальсификации спортсмены могут прибегать, когда они заведомо уверены в положительном результате анализа биологических проб на допинг. При этом возможны попытки подмены мочи (катетеризация и введение в мочевой пузырь чужеродной, заведомо свободной от запрещенных препаратов мочи, или имитирующей мочу жидкости; использование микроконтейнеров; умышленное загрязнение мочи ароматическими соединениями, затрудняющими идентификацию допингов). К запрещенным манипуляциям относят также специальные хирургические операции (например, подшивание под кожу ткани плаценты). Применяемые для определения допинга физико-химические методы анализа биологических проб мочи (хроматографические, массоспектрометрические, радиоимунные, иммуноферментные и др.) весьма чувствительны и включают компьютерную идентификацию допинговых препаратов и их производных. Они позволяют с высокой точностью определять, все применявшиеся спортсменом, препараты, в том числе использованные в течение последних недель и даже месяцев. Кроме того, отработаны методики, определяющие так называемый «кровяной допинг», т.е. переливание спортсмену собственной или чужой крови перед стартом.
Если раньше допинг-контроль проходили только высококвалифицированные спортсмены и только во время ответственных международных и внутренних соревнований, то сейчас такой контроль проводится не только в соревновательном периоде, но и во время тренировочных занятий; причем тестированию на допинг подлежат все занимающиеся спортом лица, независимо от их спортивной принадлежности.
Спортивные результаты, достигнутые с использованием запрещенных субстанций и (или) запрещенных методов признаются недействительными организаторами спортивных соревнований.
Спортсмены, тренеры, иные специалисты, а также животные, участвующие в спортивных соревнованиях, за допинг в спорте подлежат спортивной дисквалификации.
На сегодняшний день применение допинга стало одной из самых актуальных проблем в мировом спортивном движении. Допинговые скандалы происходят на глазах у миллиардов зрителей и наносят невосполнимый ущерб репутации государства и всему спорту.
По данным Интерпола мировой оборот допинговых средств превышает оборот наркотиков. В Российской Федерации наблюдается тенденция к развитию аналогичной ситуации. К сожалению, в глазах мировой общественности существует стереотип, что Россия – это мировой лидер в производстве и применении допинга. Такие подозрения не являются беспочвенными. Ситуация с антидопинговой деятельностью в нашей стране внушает тревогу: нет формализованной национальной антидопинговой организации, нет законодательства на тему борьбы с допингом, отсутствует систематическая информационно-образовательная работа в спортивной и молодежной среде. Вместе с постоянными допинговыми скандалами с участием российских спортсменов все вышесказанное приводит к тому, что существующая ситуация является крайне неблагоприятной, наносит ущерб национальному имиджу, и делает наш спорт практически беззащитным перед давлением со стороны международных антидопинговых организаций.
В московском спорте проблема допинга является одной из самых актуальных. За последнее время доля молодежи, занимающейся физической культурой и спортом, значительно увеличилась, одновременно участились случаи применения допинговых средств в детском и молодежном спорте.
Выборочный антидопинговый контроль, проведенный в некоторых клубных командах города Москвы, показал, что большое количество спортсменов, в том числе молодых, регулярно применяют допинговые вещества. Проблема использования запрещенных веществ особенно остра среди категорий спортсменов, в отношении которых не проводится допинг-контроль.
Примерно третью часть от общего числа допинговых средств составляют наркотические и психотропные вещества, что напрямую связано с проблемой наркомании.
Назрела необходимость в срочных мерах по противодействию распространения допинга в спорте, особенно в детском и молодежном. В первую очередь необходимо разработать и внедрить антидопинговые информационно-образовательные программы. Важно также организовать проведение антидопингового контроля на всех этапах подготовки московских спортсменов.
По существующей практике, сегодня в России антидопинговый контроль проводится исключительно в спорте высших достижений. Процесс подготовки спортсменов в образовательных учреждениях, подведомственных Департаменту физической культуры и спорта города Москвы и Департаменту образования города Москвы, находится вне зоны антидопингового контроля.
Для эффективной борьбы с допингом в московском спорте необходимо объединить усилия различных ведомств: Департамента физической культуры и спорта города Москвы, Департамента образования города Москвы, Департамента здравоохранения города Москвы, Управления Федеральной Службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по городу Москве и других заинтересованных организаций.
Антидопинговая политика в мире.
Деятельность национальных антидопинговых организаций базируется на следующих международных документах: Всемирного антидопингового Кодекса ВАДА, Международной конвенции ЮНЕСКО о борьбе с допингом в спорте и Конвенции Совета Европы против применения допинга.
В последнее время в деятельности как ВАДА, так и Совета Европы и ЮНЕСКО появились новые акценты. Эти организации перемещают центр тяжести своих усилий с собственно допинг-контроля на превентивные меры по предотвращению применения допинга не только в профессиональном спорте, но и в обществе в целом. Для этих целей страны – участницы обязаны развивать информационно-образовательные программы, проводить пропагандистские акции, принимать меры по борьбе с допинг-трафиком, а также вносить изменения в национальные законодательства для юридического обеспечения всего комплекса мер.
Страны, которые не приводят спортивную инфраструктуру в соответствие с этими принципами, ставят под сомнение свою репутацию и рискуют быть постоянными фигурантами громких допинговых скандалов, в том числе на глазах у миллиардов зрителей, наблюдающих крупные спортивные соревнования, особенно Олимпийские игры.
В 2003 году Россия подписала Всемирный антидопинговый Кодекс и антидопинговые правила российского спорта приведены в соответствие с этим документом. В 2006 году Россия ратифицировала Международную конвенцию ЮНЕСКО о борьбе с допингом в спорте. Россия активно участвует в работе Совета Европы по антидопинговой политике.
Для сохранения лидирующих позиций Москвы и России в мировом спорте, особенно при жесткой конкуренции за право проведения крупных международных соревнований, необходима кардинальная модернизация национальной антидопинговой системы в нашей стране.
Спорт высших достижений и его антидопинговая политика являются мощным инструментом формирования национального имиджа. Департамент физической культуры и спорта города Москвы, выступив с инициативой разработать Московскую комплексную антидопинговую программу «Честный спорт», осознает масштаб опасности, исходящей от допинга.
Московская комплексная антидопинговая программа «Честный спорт» разработана в соответствии с положениями Международной конвенции ЮНЕСКО о борьбе с допингом в спорте, Всемирного антидопингового Кодекса, международными стандартами организации антидопинговой деятельности. Программа признает организующую роль Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) в принятии единых стандартов и координации антидопингового движения во всем мире, а также роль официальных российских антидопинговых инстанций системы Росспорта и Олимпийского комитета России.
Целевой аудиторией Программы являются учащиеся образовательных учреждений спортивной направленности, подведомственных Департаменту физической культуры и спорта города Москвы, а также спортивные врачи и тренеры системы Москомспорта.
Для реализации и координации Программы в ГУ «ЦСТ Москомспорта» создан Отдел антидопингового мониторинга и профилактики (ОАМП).
ГУ «ЦСТ Москомспорта» в лице ОАМП координирует выполнение Программы, включая оценку деятельности спортивных организаций и учреждений в сфере борьбы с допингом, и предоставляет ежегодные отчеты о своей работе в Департамент физической культуры и спорта города Москвы, а также готовит изменения и дополнения к настоящей Программе, если таковые потребуются.
В борьбе с допингом международные и национальные спортивные федерации, а также и государства применяют различные формы и методы, а именно: правовые – посредством принятия нормативных правовых актов; организационные – создание и наделение специальными юрисдикционными полномочиями соответствующих органов; финансово-экономические.
В совокупности это позволяет применять: запретительные меры воздействия, носящие предупредительный (профилактический) характер; пресекательные меры воздействия; в зависимости от тяжести совершенного лицом правонарушения (деликта) в виде проступка (дисциплинарного, гражданско-правового) или преступления – к виновному в соответствии с установленной процедурой могут применяться различные меры юридического воздействия, в том числе и в виде дисквалификации.
Правоприменительными полномочиями наделяются национальные и международные спортивные органы (федерации, спортивные инстанции) и государственные структуры (судебные и правоохранительные). Например , в феврале 2013 г. ФИФА дисквалифицировала до 21 января 2015 г. игрока сборной Перу по футболу Жоэля Санчиса за допинг, который у него нашли после матча отборочного турнира к чемпионату мира-2014. В октябре 2012 г. после матча против сборной команды Боливии (1:1) у Санчиса нашли запрещенный препарат – метилгексанамин, который входит в состав некоторых БАД и оказывает стимулирующее воздействие на организм, повышая способность к концентрации и работоспособность.
Кроме того, уличенные в допинге лица несут весьма солидные имиджевые и финансовые потери в виде прекращения спонсорства и разрыва рекламных контрактов. Так, японская автомобильная компания Nissan решила свернуть свою маркетинговую активность в велосипедном спорте. Nissan отказался от титульного спонсорства команды "Трек", которой владеет одноименный производитель велосипедов. Логотип японской компании больше не будет размещаться на экипировке велогонщиков этой команды. Эксперты связывают это с громким допинговым скандалом, разгоревшимся вокруг семикратного победителя престижнейшей велогонки Тур де Франс американского велогонщика Лэнса Армстронга, который под грузом неопровержимых улик признался в многолетнем применении допинга. Это сильно ударило по имиджу всего профессионального велоспорта.
В Закон о физической культуре и спорте были внесены изменения , направленные на дальнейшее совершенствование механизмов противодействия использованию допинговых средств и методов в спорте. В частности, введено законодательное определение понятия "допинг", под которым в спорте признается нарушение антидопингового правила, в том числе использование или попытка использования субстанции и (или) метода, включенных в перечни субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте.
Нарушением антидопингового правила являются одно или несколько нарушений и, в частности: наличие запрещенных субстанций либо их метаболитов или маркеров в пробе, взятой в соревновательный период или во внесоревновательный период из организма спортсмена, а также из организма животного, участвующего в соревновании; отказ спортсмена явиться на взятие пробы; фальсификация элемента допинг-контроля; обладание запрещенными субстанциями и (или) запрещенными методами без разрешения на их терапевтическое использование, выдаваемого в соответствии с Международным стандартом ВАДА; использование или попытка использования запрещенной субстанции в отношении спортсмена.
Законом предусмотрено расширение перечня мер по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним. Кроме того, определены полномочия федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта в целях реализации мер по предотвращению допинга. Регламентированы обязанности общероссийских спортивных федераций и организаторов спортивных мероприятий но предотвращению допинга в спорте. Законодательно закреплен правовой статус общероссийской антидопинговой организации и определены ее полномочия.
Стимулированию принадлежит важная роль в достижении искомого результата во всех сферах общественной жизни, в том числе и в области спортивных достижений. Организаторы соревнований заблаговременно объявляют о сумме вознаграждения для победителя и других призеров. Национальные федерации для дополнительного стимулирования своих спортсменов также объявляют о сумме выплаты за призовые места. Это является определенным сдерживающим фактором для возможности применения спортсменами запрещенных стимулирующих средств.
В США с 1984 г. олимпийские премии для всех спортсменов на протяжении долгих лет оставались неизменно символическими: 25, 15 и 10 тыс. долл, за золото, серебро и бронзу. К летним Олимпийским Играм в Лондоне 2012 г. эти суммы, благодаря специальному национальному фонду, были увеличены соответственно до 250, 150 и 100 тыс. долл.
Ранее в Канаде не поощряли денежными премиями своих олимпийских призеров. Считалось высшей наградой выступать за национальную команду. Это правило действовало до декабря 2009 г. Затем назначили денежное вознаграждение за олимпийские медали – 20, 15 и 10 тыс. канадских долл.
Казахстан, оставшийся без олимпийских медалей в Турине-2006, решил значительно усилить стимулирование призеров олимпиады. Чемпионам предназначалось 250 тыс. долл., вторым призерам – 150 тыс. долл, и 75 тыс. долл. – за третье место.
Украина выделила для своих олимпийцев-призеров 140 тыс. долл, за золото, 100 тыс. долл, за серебро и 70 тыс. долл, за бронзу. Такие же суммы получают и их тренеры.
Эстонские олимпийцы получают от государства 100 тыс. евро за первое место, 70 тыс. – за второе и 45 – за третье. Тренеры победителей и призеров Олимпиады получат вознаграждение в размере половины от суммы, которая полагается их воспитанникам. В Латвии олимпийскому чемпиону государство выделяет 50 тыс. долл., вице-чемпиону – 25 и 15 – бронзовому призеру.
В Норвегии, Северной Корее, Швеции, Новой Зеландии и еще в ряде стран не принято платить спортсменам за олимпийские награды. Они сражаются за престиж страны и могут рассчитывать только на памятные значки-грамоты, а также щедрость спонсоров.
За победы в других престижных международных соревнованиях государства также щедро стимулируют своих спортсменов. Например, в случае победы на чемпионате мира по футболу в ЮАР (2010) каждому из игроков национальными футбольными федерациями было обещано: сборной Испании – по 550 тыс. евро; сборной Аргентины – по 520 тыс. евро; сборной Англии – по 470 тыс. евро; сборной Германии – по 250 тыс. евро .
Совсем другой уровень призовых определен в шахматах, значительно уступающим в популярности таким игровым видам спорта, как футбол, хоккей, баскетбол. Членам сборной мужской команды России по шахматам за победу в шахматной Олимпиаде 2010 г. в соответствии с заключенным контрактом должны были заплатить по 50 тыс. долл, каждому игроку, за второе место – по 25 тыс. и за третье – по 15 тыс. Членам сборной женской команды России по шахматам за первое место предусмотрено было заплатить по 25 тыс. долл., за второе – по 12 тыс. и за третье – по 8 тыс. долл .
Несмотря на значительное увеличение призового фонда, годовые бюджеты ведущих российских шахматистов по-прежнему продолжают оставаться в несколько раз меньше бюджетов таких шахматистов, как Виши Ананд (Индия), Магнус Карлсен (Норвегия), Веселии Топалов (Болгария).
Для российских олимпийцев размер вознаграждений за призовые места постоянно увеличивается. В Ванкувере-2010 по сравнению с зимними Олимпийскими играми в Турине они возросли для спортсменов в три раза, а для паралимпийцев – почти в 30 раз. Российским олимпийцам, ставшим золотыми, серебряными и бронзовыми призерами зимней Олимпиады в Ванкувере-2010, в качестве поощрения государство гарантировало соответственно напрямую 100, 60 и 40 тыс. евро.
Помимо этого спортсмены, ставшие призерами, получают дополнительное вознаграждение от своих федераций (до 100 тыс. долл.), региональных органов государственной власти, спортивных клубов и частных спонсоров. Некоторые губернаторы олимпийским призерам выделяют бесплатные квартиры, земельные участки или вкладывают финансовые средства в создание спортивных школ имени прославленных земляков. Кроме того, от Фонда поддержки олимпийцев каждый призер Олимпиады получает по автомобилю ценой около 3 млн руб.
Рейтинг российских олимпийцев, ставших призерами зимней Олимпиады в Ванкувере-2010 по сумме полученных премиальных от государства, федераций и регионов без учета спонсорских премиальных сумм и обязательного для каждого призера автомобиля, выглядел следующим образом.
- 1. Ольга Зайцева (биатлон). Призовые: 15,3 млн руб. Медали: золото и серебро.
- 2. Евгений Устюгов (биатлон). Призовые: 11,1 млн руб. Медали: золото и бронза.
- 3. Никита Крюков (лыжные гонки). Призовые: 8 млн руб. Медаль: золото.
- 4. Анна Богалий-Титовец, Ольга Медведцева, Светлана Слепцова (биатлон, эстафета). Призовые: 7,5 млн руб. Медаль: золото.
- 5. Иван Скобрев (конькобежный спорт). Призовые: 6,3 млн руб. Медали: серебро и бронза.
- 6. Александр Панжинский (лыжные гонки). Призовые: 4,8 млн руб. Медаль: серебро.
- 7. Евгений Плющенко (фигурное катание). Призовые: 4 млн руб. Медаль: серебро.
- 8. Иван Черезов, Максим Чудов, Антон Шипулин (биатлон, эстафета). Призовые: 3,25 млн руб. Медаль: бронза.
- 9. Екатерина Илюхина (сноуборд). Призовые: 3 млн руб. Медаль: серебро.
- 10. Оксана Домнина и Максим Шабалин (парное фигурное катание). Призовые: 2,5 млн руб. Медаль: бронза.
- 11. Николай Морилов и Алексей Петухов (лыжные гонки). Призовые:
- 2.5 млн руб. Медаль: бронза.
- 12. Наталья Коростелева и Ирина Хазова (лыжные гонки). Призовые:
- 2.5 млн руб. Медаль: бронза.
- 13. Алексей Воевода и Александр Зубков (бобслей). Призовые: 2,1 млн руб. Медаль: бронза.
- 14. Александр Третьяков (скелетон). Призовые: 2 млн руб. Медаль: бронза.
В сезоне-2010 в структуре медицинского комитета РФС был создан совет комиссаров, уполномоченный на взятие допинг-проб у игроков футбольных клубов премьер-лиги в шесть раз больше по сравнению с 2009 г. Пробы берутся не только выборочно у отдельных игроков, но и у всей команды. Процедуру проверки на допинг проводят три человека: комиссар РФС, представитель антидопингового агентства и врач команды. Ранее эту работу поручали выполнять одному врачу футбольной команды.
5 ноября 2010 г. в штаб-квартире Международной федерации лыжных видов спорта (далее в данной главе – FIS) в Оберхофен-ам-Тунерзее (Швейцария) состоялось заседание Антидопинговой комиссии FIS, на которой был рассмотрен отчет Ассоциации лыжных видов спорта России (далее в данной главе – АЛВСР) о борьбе с допингом. После этого комиссия рекомендовала запланированному на следующий день Совету FIS снять или ужесточить санкции в отношении АЛВСР, вынесенные 2 июня 2010 г. на 47-м конгрессе FIS в турецкой Анталье. Максимальная мера – приостановка членства АЛВСР в FIS на период до четырех лет. Это означало бы, что на домашних Играх в Сочи-2014 не смогли выступить сборные России сразу по шести видам спорта – лыжным гонкам, прыжкам на лыжах с трамплина, лыжному двоеборью, горнолыжному спорту, сноуборду и фристайлу. Было принято решение о наложении на АЛВСР денежного штрафа.
В сентябре 2011 г. WAD А утвердило новый список запрещенных веществ и методов на 2012 г. на заседании исполнительного комитета в Лозанне (Швейцария), организованном МОК . Он является обязательным документом для всех организаций, которые приняли всемирный антидопинговый кодекс. Новый список вступил в силу с 1 января 2012 г.
Список запрещает все бета-2 агонисты, за исключением сальбутамола (максимум 1600 мкг в течение 24 ч), салметерола, а теперь и формотерола (максимально 36 мкг в течение 24 ч). Не нашел своего решения вопрос о бета-2 агонистах. Он по-прежнему будет в центре внимания научно-исследовательской деятельности WADА для того, чтобы гарантировать, что введение больших доз этих веществ запрещено, но необходимо для надлежащего ухода и лечения астматических заболеваний у спортсменов.
Па Олимпиаде-2012 в Лондоне планировалось применять новый шведский метод по выявлению запрещенных препаратов в крови. Он был разработан при содействии ВАДА и является недорогостоящим, эффективным и простым в применении по сравнению с уже имеющимися. Если ранее надо было ждать результат в течение трех суток, то этот метод позволяет определить итоговый результат уже через сорок минут .
24 мая 2012 г. в Москве состоялась вторая Общероссийская научно-практическая конференция на тему: "Допинг в спорте: риски, противодействие, профилактика". Мероприятие было организовано Российским антидопинговым агентством совместно с Минспорттуризма России, Общероссийской общественной организацией "Лига здоровья нации" и Комиссией Общественной палаты РФ по здоровью нации, развитию спорта и туризма. Infox.ru провел прямую трансляцию конференции на этой странице, ее можно посмотреть в записи в любое удобное время.
Антидопинговое сообщество сегодня вынуждено признать, что современная антидопинговая система до сих пор еще недостаточно эффективна. В спортивной практике постоянно появляются новые субстанции, способствующие улучшению спортивных результатов, обнаружить которые с помощью традиционных методов становится все сложнее. Недостаточную эффективность действующей антидопинговой системы можно преодолеть, объединив усилия антидопинговых организаций и разработав новые механизмы борьбы с допингом в спорте.
Такими механизмами могут быть биологический паспорт спортсмена, целевое тестирование, сотрудничество с правоохранительными органами, максимально эффективное использование информационных ресурсов при планировании тестов и др.
Биологический паспорт спортсмена представляет собой систему сбора и обработки информации о биологических параметрах спортсмена, изменения в которых косвенно свидетельствуют об использовании запрещенных препаратов или запрещенного метода.
В России благодаря усилиям Российского антидопингового агентства "РУСАДА" уже с 2010 г. используется биологический паспорт спортсмена. Известно, что эритропоэтин можно "ловить" только несколько дней, а переливание собственной крови вообще тяжело обнаружить. Паспорт позволяет разработать для спортсмена "легенду", что и в какие сроки происходило в прошлом с его организмом. Путем мониторинга и сбора информации строится прогноз о том, как именно запрещенная субстанция использовалась, и в нужный момент это выявляется путем прямого тестирования. Биологический паспорт выполняет и карательную функцию, выражающуюся в том, что ряд его показателей может быть использован для применения дисциплинарных мер.
Программа биологического паспорта спортсмена разрабатывается с 2002 г. С 1 декабря 2009 г. было одобрено "Руководство по созданию и использованию биологического паспорта спортсмена". После этого все антидопинговые организации получили возможность использовать в своей работе программу биологического мониторинга.
Концепция паспорта основана на знании эффектов и побочных эффектов действия препаратов в медицинской практике. В отличие от обычного допинг-контроля постоянный мониторинг дает возможность косвенного выявления допинга. Большее внимание уделяется выявлению следов присутствия субстанции в организме спортсмена. Обычно эффект воздействия субстанции на организм наблюдается значительно дольше, чем присутствие самой субстанции, которая может быть быстро выведена из организма. Допинг применяется по-разному, зачастую длительным курсом, когда препарат вводится неделями и даже месяцами. Паспорт состоит из трех модулей: гематологического, стероидного и эндокринного.
Гематологический модуль посвящен параметрам крови и позволяет отследить влияние на ее кислородную емкость. В специальную компьютерную программу заносятся все показатели крови спортсмена (гемоглобин, ретикулоциты, гематокрит и др.), индивидуальные данные человека (пол, возраст, национальность и др.), на основании которых программа устанавливает границы физиологических значений параметров крови для данного спортсмена.
Второй модуль – стероидный . Принцип его действия такой же – оценить влияние стероидов на функциональные возможности человека при помощи отслеживания и контроля определенных маркеров. Все это касается и эндокринного модуля: здесь оценивается влияние на эндокринную систему в целом, в большей степени это связано с сомато- тропным гормоном.
В настоящий момент в действие введен только гематологический (кровяной) модуль биологического паспорта.
В начале июля 2012 г. впервые в России по данным биологического паспорта Всероссийская федерация легкой атлетики приняла решение о двухлетней дисквалификации трех известных легкоатлеток: 29-летней Евгении Зинуровой – чемпионки Европы 2011 г. на 800 м в помещении; 31-летней Наили Юламановой – чемпионки Европы 2010 г. в марафоне; 33-летней Светланы Клюки – 2-е место на чемпионате Европы 2006 г. и 4-е место на Олимпийских играх в Пекине па 800 м.
Олимпийские игры-2012 в Лондоне, как и ожидалось, в целом были признаны чистыми от употребления допинга. На начало последнего соревновательного дня Игр в употреблении запрещенных препаратов были уличены 11 спортсменов. Особенностью является то, что теперь отрицательные допинг-пробы, взятые в Лондоне-2012, впоследствии могут быть признаны положительными в течение восьми лет – по мере усовершенствования оборудования, позволяющего выявить в анализах запрещенные стимуляторы. Таким образом, вплоть до 2020 г. призеры летних Олимпийских игр 2012 г. могут быть уличены в употреблении допинга и лишены наград.