Майя цивилизация Мезоамерики, известная благодаря своей письменности, искусству, архитектуре, математической и астрономической системам. Начало её формирования (2000 г. до н. э. 250 г. н. э.), Майя строили каменные города, многие из которых были покинуты задолго до прихода европейцев, другие были обитаемы и после. Календарь, разработанный майя, использовали и другие народы Центральной Америки. Применялась иероглифическая система письма, частично расшифрованная. Сохранились многочисленные надписи на памятниках. Создали эффективную систему земледелия, имели глубокие знания в области астрономии. Потомками древних майя являются не только современные народы майя, сохранившие язык предков, но и часть испаноязычного населения южных штатов Мексики, Гватемалы, Гондураса. Некоторые города майя включены ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия: в Сальвадоре небольшая деревня майя, которая была погребена под вулканическим пеплом и сейчас раскопана.Мезоамерики КалендарьЦентральной Америкиастрономиимайя МексикиГватемалы ГондурасаЮНЕСКОВсемирного наследия
Искусство древних майя достигло пика своего развития во время классического периода (около 250 года 900 года н. э.). Настенные фрески в Паленке, Копане и Бонампаке считаются одними из самых красивых. Красота изображения людей на фресках позволяют сравнить эти памятники культуры с памятниками культуры античного мира, поэтому этот период развития цивилизации майя и принято считать классическим. К сожалению, многие из памятников культуры не дошли до наших дней, так как были уничтожены либо инквизицией, либо временем.250 года 900 года ПаленкеКопане Бонампакеантичного мира инквизицией Искусство майя
Основным одеянием мужчин была набедренная повязка (эш) Набедренные повязки именитых персон «с великой заботливостью и красотой» украшались перьями или вышивкой. На плечи набрасывали пати накидку из прямоугольного куска ткани, также украшенную. Знатные люди добавляли к этому наряду ещё длинную рубаху и вторую набедренную повязку, похожую на запашную юбку. Их одежды были богато декорированы и выглядели, вероятно, очень красочно. Правители и военачальники иногда носили вместо накидки шкуру ягуара. Одежда женщин состояла из двух основных предметов: длинного платья (куб) и нижней юбки Верхней одеждой, как и у мужчин, служила накидка, но более длинная. Все предметы одежды украшались многоцветными узорами. Лента (часть майянского женского костюма) мужской костюм народа майя (по находкам в древнем городе майя Паленке) Одежда майя
Для искусства майя, нашедшего выражение в каменной скульптуре и барельефах, произведениях мелкой пластики, росписях на стенах и керамике, характерна религиозная и мифологическая тематика. Основные мотивы искусства майя антропоморфные божества, змеи и маски; ему свойственны стилистическое изящество и изощрённость линий. Главным строительным материалом для майя служил камень, в первую очередь известняк. Типичными для архитектуры майя были ложные своды, устремлённые вверх фасады и крыши с гребнем. Эти массивные фасады и крыши, венчавшие дворцы и храмы, создавали впечатление высоты и величественности. архитектура майя
Были созданные народом майя системы письма и исчисления времени. Их вырезали на камне, рисовали на керамике, ими написаны складные книги на местной бумаге, именуемые кодексами. Эти кодексы являются важнейшим источником для исследования письменности майя. В дополнение к этому майя использовали «цолкин» или «тоналаматль» системы счёта, основанные на числах 20 и 13. Система цолкин, распространённая в Центральной Америке, очень древняя и не обязательно была изобретена народом майя. Майя в усовершенствовании числовой системы и астрономических наблюдениях продвинулись гораздо дальше, чем любой другой коренной народ Центральной Америки.кодексами Иероглифы майя в музее Паленке, Мексика ПаленкеМексика Письменность, и исчисление времени
Среди руин городов майя доминируют постройки религиозного характера. Как предполагается, религия вместе со служителями храмов играли в жизни майя ключевую роль. В период с 250 до 900 года н. э. во главе городов-государств региона стояли правители, которые заключали в себе если не высшую, то по крайней мере очень важную религиозную функцию. Религия у майя
Как и у других народов Центральной Америки, человеческая кровь играла у майя особую роль. По дошедшим до наших дней различным предметам быта сосудам, мелкой пластике и ритуальным инструментам можно говорить о специфическом ритуале кровопускания. Основным видом ритуального кровопускания в классический период был ритуал, при котором протыкали язык, причём делали это как мужчины, так и женщины. После прокалывания органов (языка, губ, ладоней), через проделанные отверстия продевали шнурок или верёвку. По представлениям майя, в крови находились душа и жизненная энергия.кровь
Человеческие жертвоприношения были распространённым явлением у майя. В жертву человека приносили через повешение, утопление, отравление, избивание, а также посредством захоронения заживо. Наиболее жестоким видом жертвоприношения являлось, как и у ацтеков, вспарывание живота и вырывание из груди ещё бьющегося сердца. В жертву приносились как захваченные в ходе войн пленники из других племён, так и представители собственного народа, в том числе и члены высших слоёв общества.ацтеков
Воины майя использовали в битвах боевые дубины, духовые трубки, ножи, копья, топоры, маканы и прочее оружие. Также использовались стрелы и листья. Лист при этом скручивался в трубку, через которую в противника пускались стрелы, зачастую с заражёнными наконечниками. Шлемы использовались майя редко, однако майя использовали в бою щиты из древесины и кожи животных. На вооружении майя также были деревянные мечи со вставленными в них кремнёвыми лезвиями и приспособления, напоминающие пращу. Интересные приспособления, как правило, кожаные жгуты, которые зажимались пальцами или надевались на запястье руки. Работали они как вспомогательная катапульта, для более дальних бросков коротких копий (дротиков), с использованием этих приспособлений дальность метания увеличивалась в два раза.боевые дубины духовые трубкиножикопьятопорыстрелы Шлемыщитыпращукатапульта палица Духовое ружьё Оружие майя
18
Майя
Искусство индейского народа
Преподаватель Истории мировой культуры
Вдовиченко О.В

Зарождение
- искусство индейского народа, создавшего одну из древнейших цивилизаций Америки, существовавшую на территории Юго-Восточной Мексики, Гондураса и Гватемалы. В истории искусства майя выделяют протоклассический период (1-е тыс. до н. э. – 3 в. н. э.); период расцвета (ок. 300 г. – ок. 900 г.); период существования майя-тольтекского государства (10–12 вв.) и поздний период (13–16 вв.), закончившийся испанским завоеванием.


ИСКУССТВО ДРЕВНИХ МАЙЯ
- Искусство майя - это придворное искусство, то есть поставленное на службу царской власти и элите. Конечно, именно в монументальном искусстве этот характер сильнее всего проявляется размерами, объемами и использованием долговечных материалов. Думается, цари майя пытались произвести впечатление на свои подданных и на соперничающие царства своими пирамидами и дворцами



- Совсем так же, как единая система письменности и единый письменный язык позволяли различным группам народа майя, невзирая на их различия, общаться в рамках единой цивилизации, единая система иконографических и стилистических кодов стала цементом, позволявшим поддерживать ее существование на протяжении почти тысячелетия. С технической точка зрения, искусство народа майя практически не менялось: совсем небольшие отклонения могли породить серьезные расхождения, но этого не произошло; скульптуры все время высекали каменными инструментами, не думая о том, чтобы призвать на помощь металл; керамика ограничивалась терракотой, а ее тип, называемый "свинцованной", был первой попыткой освоить глазурование и появился лишь в постклассический период, но не имел последствий.

ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА
- Города майя не были, как в Европе, заполнены домами, выстроенными рядами вдоль улиц. План городов отчасти определялся требованиями окружающей среды, так как во многих поселениях были низкие участки, затопляемые в сезон дождей и потому непригодные для застройки. Градостроительство включало знание гидрологии: так, дренаж городов использовался для пополнения городских запасов воды в резервуарах или цистернах, обеспечивавших ею жителей; излишек затем сливался в низкие участки (бахос), нередко обрабатываемые. Иногда в поселении можно выделить центр, где сгруппированы важнейшие здания, и периферию. Различные архитектурные ансамбли или группы зданий, представлявшие, без сомнения, место проживания важнейших родов, были соединены между собой насыпными дорогами (сакбеоб).

- Населенные пункты окружены рвом, который дублируется валом; они призваны одновременно защищать город и отмечать его границы. Здания почти никогда не располагаются на уровне земли, они строятся каждое на собственном цоколе или делят один общий цоколь. Новые строения часто возводятся поверх прежних и включают их в свой состав.
Случается, что последовательные наложения различных групп строений создают, как мы это видим в Копане или Пьедрас-Неграс, искусственный холм значительного объема, так называемый "акрополь". Он, в свою очередь, является цоколем для новых строений, группирующихся вокруг одного или нескольких мест. Ориентация зданий различна в разных поселениях и играет исключительно важную роль в отдельно взятом поселении. Но и там иногда, по неизвестным причинам, она изменялась со сменой эпох.


Изобразительное Искусство Культуры Майя
- Но не только математическими достижениями примечательна культура майя. Не меньших успехов они достигли и в изобразительном искусстве. Живопись майя достигла расцвета в период с 200 по 900 гг. н. э. и дошла до нашего времени в виде настенных фресок и изображений на керамике.
Простота и изящество изображений человеческого тела роднит рисунки майя с классическими примерами живописи античной Греции, поэтому этот период в истории искусства цивилизации майя называют классическим. Лучше всего сохранилась и стала наиболее известной роспись в Храме Фресок в древнем городе майя Бонампак, расположенном в мексиканском штате Чиапас.
Высокого мастерства достигли майя в изготовлении керамики (при том, что ни один из коренных американских народов не пользовался гончарным кругом!). Из глины индейцы делали посуду, ритуальные храмовые сосуды, музыкальные инструменты и даже детские игрушки.

Падерин Владимир Станиславович
Лицей №142
Слайд 2
Что это?!
Ма́йя - цивилизация в Центральной Америке, известная благодаря своей письменности, искусству, архитектуре и математической и астрономической системам. Начала формироваться в предклассическую эру (2000 до н. э.- 250 н. э.), большинство её городов достигло пика своего развития в классический период (250 н. э. - 900 н. э.). Продолжала своё существование до прибытия конкистадоров.
Слайд 3
Майя строили каменные города, многие из которых были покинуты задолго до прихода европейцев, другие были обитаемы и после. Календарь, разработанный майя, использовали и другие народы Центральной Америки. Применялась иероглифическая система письма, частично расшифрованная. Сохранились многочисленные надписи на памятниках. Создали эффективную систему земледелия, имели глубокие знания в области астрономии.
Слайд 4
Письменность
Слайд 5
Слайд 6
Существовали
- Ранний доклассический период (около 2000-900 года до н. э.)
- Средний доклассический период (около 900-400 года до н. э.)
- Поздний доклассический период (около 400 годов до н. э. - 250 года н. э.)
- Ранний классический период (около 250-600 года н. э.)
- Поздний классический период (около 600-900 года н. э.)
Слайд 7
Слайд 8
Искусство древних майя достигло своего развития во время классического периода (около 250 года - 900 года н. э.). Настенные фрески в Паленке, Копане и Бонампаке считаются одними из самых красивых. Красота изображения людей на фресках позволяют сравнить эти памятники культуры с памятниками культуры античного мира. Поэтому этот период развития цивилизации майя и принято считать классическим. К сожалению, многие из памятников культуры не дошли до наших дней, так как были либо уничтожены инквизицией, либо временем.
Майя. В джунглях Центральной Америки и сегодня стоят хорошо сохранившиеся города индейцев майя. Майя, как и ольмеки, сооружали ступенчатые пирамиды. В городе майя обычно было несколько пирамид, построенных из известняка. Пирамиды облицовывали обработанными каменными плитами и иногда красили в красный цвет. Красный цвет (цвет крови) у майя считался священным. Вокруг городской площади сооружались здания дворцового типа или огромные помосты вроде спортивных трибун. На площади устраивались игры с мячом. Мяч был из каучука - резиновой смолы каучукового дерева, которое росло только в Америке. Эти игры имели религиозное значение, возможно, проигравших жрецы приносили в жертву.
Слайд 5 из презентации «Архитектура индейцев» к урокам МХК на тему «Древняя Америка»Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке МХК, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Архитектура индейцев.pptx» можно в zip-архиве размером 815 КБ.
Скачать презентациюДревняя Америка
«Культура ацтеков» - Явившийся ацтекам орел, сидевший на кактусе, был посланцем Солнца. Ацтекская мозаичная маска. Теночтитлан – мегаполис ацтеков. Около 1390 года в центре города был заложен Великий Храм. Город, названный в честь вождя Теноча. Мифология. Камень Солнца. Высота храма. Скульптура змеи возле подножия храма.
«Культура майя» - Государства и народы доколумбовой Америки. Архитектура. Вид с воздуха на центр древнего Паленке. Фреска в Бонампаке (руинах города майя). Календарь майя. Древняя обсерватория. Майя пользовались двадцатеричной системой счисления. Иерографические надписи встречаются в кодексах, на камне, керамике. Наблюдения за звёздами.
«Искусство доколумбовой Америки» - Художественная культура инков. Золото инков. Скульптура ацтеков. Район культуры ольмеков. Ювелирное искусство ацтеков. Паленке. 21. Ритуальный нож инков. Храм Солнца. ПИРАМИДА КУКУЛЬКАН. Художественная культура майя. XI - 1-я половина XII в. Чичен-Ица (Мексика). Золотая маска периода культуры инков.
«Доколумбовая культура» - Среди воинственных пришельцев были теночки-ацтеки (астеки). Рельеф на Вратах Солнца в Тиауанако. 3.Искусство ацтеков. ПИРАМИДА КУКУЛЬКАН. 5.Художественная культура инков. В 1519-21 ацтеки были завоёваны испанцами. Инки (правильнее инка) - создатели одной из древнейших цивилизаций в Южной Америке. Копане.
«Культура доколумбовой Америки» - Доколумбова эпоха. ТАИНСТВЕННЫЕ РАЗВАЛИНЫ: следы великой цивилизации. Золото инков. Искусство доколумбовой Америки. I в. до н. э. Культура ацтеков. Храм Солнца. Иллюстрация учебника, С. 53 Опишите вышеуказанный памятник. Ритуальный нож инков. Художественная культура ольмеков. Пирамида Солнца. ПИРАМИДА КУКУЛЬКАН.
Cлайд 1
Искусство Искусство древних майя достигло своего развития во время классического периода (около 250- 900 г. н. э.). Настенные фрески в Паленке, Копане и Бономпаке считаются одними из самых красивых. Красота изображения людей на фресках позволяют сравнить эти памятники культуры с памятниками культуры античного мира. Поэтому этот период развития цивилизации майя и принято считать классическим. К сожалению, многие из памятников культуры не дошли до наших дней, так как были либо уничтожены инквизицией, либо временем.Cлайд 2

Cлайд 3

Cлайд 4

Cлайд 5

Cлайд 6

Cлайд 7

Cлайд 8

Cлайд 9
