Самым признанным в мире классическим музыкантом в 1940-70-е годы был Леонард Бернстайн, который и сегодня, спустя 23 года после смерти, остается символом высокой музыки.
Талант его был многогранен: композитор, дирижёр, музыкальный директор Нью-Йоркского филармонического оркестра. Огромную известность принесли Бернстайну бродвейские мюзиклы «Вестсайдская история», «Кандид», «Увольнение в город» и другие.
О новой книге «Письма Леонарда Бернстайна» под редакцией Найджела Симеоне – публикация журнала «Tablet». Книга рассказывает не только о том, как Бернстайн шел к славе, но и о том, как его слава помогла формированию образа американского еврея, достигшего огромных высот в музыке в годы Серебряного века американской культуры..
Леонард Бернстайн
На YouTube можно увидеть уникальный концерт, который состоялся в 1965 году в Вене. Леонард Бернстайн дирижировал Израильским филармоническим оркестром и Венским молодёжным хором. Исполнялось его сочинение «Чичестерские псалмы». Этот концерт отличается особой «исторической» иронией. С одной стороны, среди израильских музыкантов наверняка были те, кто бежал из нацистской Вены; с другой – среди австрийских молодых хористов, возможно, те, чьи родители были нацистами. И очень символично, что они вместе, под управлением самого известного в мире еврейского дирижёра, исполняли те самые псалмы, которые евреи веками пели на своем родном языке! Пожалуй, только Леонард Бернстайн был способен провести подобный концерт в Вене – бывшем «сердце антисемитизма».
Бернстайна знали все. И не случайно Найджел Симеоне, редактор «Писем», включил в книгу не только письма самого композитора, но и те, которые он получал. И нередко именно последние представляют особый интерес. Многие знаменитые люди писали композитору. Фрэнк Синатра просит Бернстайна принять участие в концерте по случаю инаугурации Джона Кеннеди. А спустя восемь лет Жаклин Онассис благодарит его за организацию музыкального сопровождения похорон Бобби Кеннеди. Блистательная Бетт Дэвис пишет ему как поклонница:
«Ничто в мире так не обнадёживает, как суперталант в человеке, – он, единственный, дает уверенность в том, что существование мира имеет смысл».
Ей вторит Ричард Аведон:
«Вы – единственный. Печально, но это так».
На неправильном английском пишет Евгений Евтушенко:
«Наверное, только такой композитор, как Вы, мог создавать такую музыку».
Есть в книге и отзывы музыкантов. Такие дирижёры, как Сергей Кусевицкий, Артуро Тосканини, Фриц Райнер, Клаудио Аббадо и Джордж Шолти, восторженно говорят о дирижировании Бернстайна. За блестящее исполнение своих произведений его благодарят композиторы, и не только американские, с которыми обычно ассоциируется имя Бернстайна, например Аарон Копленд, Лукас Фосс и Дэвид Даймонд, но и европейские, в том числе Фрэнсис Пуленк, Оливье Мессиана и Янис Ксенакис.
Люди, знавшие Бернстайна молодым, до ранного успеха, оставались его самыми верными корреспондентами. Адольф Грин, соавтор книги о мюзиклах Бернстайна «Увольнение в город» и «Удивительный город», познакомился с «Lenny» (Леонардом) в 1937 году в еврейском летнем лагере. В письме, написанном в 1968 году, Грин вспоминает, что встреча с 19-летним Бернстайном произвела на него неизгладимое впечатление: «Я сразу почувствовал полную гармонию, словно свежий воздух из миллиона одновременно открытых окон, я понял, что моя жизнь подошла к поворотной точке и что это происходит именно сейчас».
Это письмо дает читателям возможность почувствовать обаяние и талант молодого Бернстайна. Как вспоминает Аарон Копленд, именно тогда восхищение музыкальным дарованием вызвало и у него, первого и главного наставника Бернстайна, и у дирижёра Димитриса Митропулоса страстное желание продвигать карьеру молодого дарования.
Будучи студентом в Гарварде, а затем в Институте музыки Кёртиса, Бернстайн уже был отмечен как творец великих произведений. Копленд проявил к нему интерес, как и Сергей Кусевицкий, дирижёр Бостонского симфонического оркестра и создатель Tanglewood-фестиваля, с которым Бернстайн будет ещё долго сотрудничать. Его «год чудес» («annus mirabilis» – в англоязычных странах так называют несколько календарных лет, отмеченных необычными, важными и позитивными событиями) пришёлся на 1943-44 годы, когда он дебютировал как дирижёр Нью-Йоркского филармонического оркестра, в последнюю минуту заменив больного дирижёра. Затем продирижировал своей симфонией номер 1, а после этого произвёл фурор на Бродвее мюзиклом «Увольнение в город».
Бернстайн стал знаменитостью в 25 лет, и с тех пор, до смерти в 1990 году, не сбавлял темпов творческой жизни.
Читатель «Писем» будет переноситься из города в город, с континента на континент, в сопровождении восторженной публики, уничтожающей критики и растянувшихся на целый квартал очередей за билетами. Подзаголовком этой книги могли бы стать слова из мюзикла «Увольнение в город»: «Мне так повезло!»
Но жизнь Бернстайна не была простой. Одной из основных тем его ранних писем стало нежелание примириться со своим гомосексуализмом, в том числе с помощью психоанализа. (Сеансы проводила немка, которую он с отвращением называет «фрау».) Несмотря на это, он явно наслаждался сексуальной жизнью, хотя в переписке Бернстайна с Коплендом проскальзывает «стандартное» фрейдистское чувство вины в том, что он – гей.
К счастью, женщина, на которой он в конце концов женился, Фелиция, актриса, родившаяся в Чили, приняла Бернстайна на его условиях. «Ты – гомосексуалист и никогда не сможешь измениться, – написала она ему в 1951 году, вскоре после их свадьбы. – Я готова принять тебя таким, каков ты есть, не чувствуя себя ни мученицей, ни жертвой, принесённой на алтарь Л.Б.» Эти письма показывают, что после первоначальной неловкости у супругов установились прочные партнёрские отношения, основой которых была любовь к их троим детям. И всё-таки для Бернстайна на первом месте всегда была карьера, и он часто уезжал из дома, посылая своей семье в Нью-Йорк доброжелательные, но не очень душевные путевые заметки.
Другой аспект идентичности Бернстайна, кажется, никогда не давал ему никаких причин для неуверенности в себе. Это – его еврейство, которое находится в центре этих писем, как и сам имидж маэстро в глазах публики. В начале карьеры Бернстайна Кусевицкий, который сам был евреем, посоветовал молодому композитору изменить имя, если он хочет преуспеть в мире классической музыки.
Однако Бернстайн не просто сохранил своё имя – он создал свою первую симфонию «Иеремия» по мотивам библейских текстов, а его оратория «Кадиш» восходила корнями к еврейской траурной молитве. Когда декан Чичестерского собора поручил 19-летнему Бернстайну сочинить хоровые псалмы, тот согласился при условии, что напишет музыку на слова на иврите, а не английском. Даже его театральная музыка, в то время явно «менее еврейская», может рассматриваться как выражение американско-еврейского либерализма середины столетия – как в гуманистическом посыле «Вестсайдской истории», так и в иронии «Кандида». Песня «Я легко ассимилируюсь» в последнем – своего рода искажённый гимн еврейского опыта иммиграции.
Не менее значительной была его ранняя и весьма заметная поддержка Израиля, который он посетил в первый раз во время Войны за независимость. Маэстро дирижировал концертами, «иногда сопровождавшимися взрывами снарядов и пулемётными очередями, доносившимися снаружи».
«Достижения сионизма глубоко тронули меня, – писал он. – Я посетил линию фронта, вошёл в иерусалимский монастырь Нотр-Дам, где мы прошли на расстоянии нескольких шагов от арабо-английских пушек; осмотрел стратегические высоты вокруг этого города и базы Пальмаха. Я играл на фортепиано в больницах для раненых в Негеве и в лагерях солдат и кибуцников. Меня наградили медалью «Оборона Иерусалима» и «Почётным знаком Пальмаха». Я почти стал частью всех этих замечательных людей и судьбоносной истории этих дней».
Книга «Письма Леонарда Бернстайна» позволяет взглянуть на великого композитора с разных сторон, увидеть не только его талант и силу, но и слабость, метания и сомнения человека. И понять: это ничто по сравнению с его энергией, радостью и абсолютной преданностью музыке.
По результатам опроса, проведённого «BBC Music Magazinе» в 2010 году, Леонард Бернстайн был назван вторым среди двадцати выдающихся дирижёров всех времён.
Журнал «Исрагео»
(isrageo.com), информационный партнер «Кстати»
Игорь ФАЙВУШОВИЧ
- (Bernstein) (1918 1990), американский дирижёр, пианист и композитор. Дирижировал многими оркестрами, в 1958 1969 главный дирижёр Нью Йоркского филармонического оркестра. Первый исполнитель многих сочинений современных американских композиторов, в … Энциклопедический словарь
Бернстайн (Bernstein) Леонард (р. 25.8.1918, Лоренс, шт. Массачусетс), американский дирижёр, пианист и композитор. Обучался в Гарвардском университете (1939), затем в институте музыки Кёртиса (Филадельфия), совершенствовался в дирижировании у С.… …
- (р. 25 VIII 1918, Лоренс, Массачусетс) Ну разве нет в нем тайны? Он так горит на эстраде, так отдается музыке! Оркестры его обожают. Р. Челетти Деятельность Л. Бернстайна поражает прежде всего своим разнообразием: талантливый композитор,… … Музыкальный словарь
- (Bernstein, Leonard) (1918 1990), американский дирижер, композитор, просветитель. Родился 25 августа 1918 в Лоренсе (шт. Массачусетс). Окончил Гарвардский университет (1939) и Институт музыки Кертиса (1941), совершенствовался в дирижерском… … Энциклопедия Кольера
Бернстайн фамилия: Бернстайн, Леонард американский композитор, пианист и дирижер. Бернстайн, Чарльз американский поэт, писатель, эссеист. См. Бернштейн, Чарльз Элмер Бернстайн американский композитор и дирижёр, писавший музыку к … Википедия
Леонард Бернстайн Leonard Bernstein Леонард Бернстайн в 1971 году Дата рождения 25 августа 1918 Место рождения Лоуренс, штат Массачусетс Дата смерти … Википедия
- (1918 90) американский дирижер, пианист и композитор. Дирижировал многими оркестрами, в 1958 69 главный дирижер Нью Йоркского филармонического оркестра. Первый исполнитель многих сочинений современных американских композиторов, в т. ч.… … Большой Энциклопедический словарь
- (Bernstein) Леонард (1918 90), американский дирижер, композитор. Дирижировал различными симфоническими оркестрами в Нью Йорке (1943 69). Блестящий интерпретатор сочинений Г. Малера, современных композиторов. Как автор тяготел к сценической музыке … Современная энциклопедия
- (Bernstein) Леонард (р. 25.8.1918, Лоренс, шт. Массачусетс), американский дирижёр, пианист и композитор. Обучался в Гарвардском университете (1939), затем в институте музыки Кёртиса (Филадельфия), совершенствовался в дирижировании у С. А … Большая советская энциклопедия
Книги
- Великие интервью журнала Rolling Stone за 40 лет , Ян Веннер, Джо Леви. С первого же номера журнал Rolling Stone был не просто "еще одним музыкальным журналом" - его создатель Ян Веннер, человек, безумно преданный рок-н-роллу, все же ориентировался на…
- Диалоги с Владимиром Спиваковым , Волков Соломон. Владимир Спиваков – выдающийся скрипач и дирижер, удостоенный множества наград. Одна из самых харизматичных личностей в современном музыкальном мире. Его талантом восхищались великие Давид…
Перечислять заслуги и достижения Леонарда Бернстайна можно долго; за свою жизнь он провел немало чудесных концертов и написал множество великолепных произведений. Одним из самых, пожалуй, важных достижений Леонарда стали 10 с лишним лет работы музыкальным директором Нью-Йоркской Филармонии.
Леонард Бернстайн – американский композитор, дирижер, писатель и пианист. Стал одним из первых дирижеров американского происхождения и образования, получивших славу международного уровня; по некоторым данным был одним из самых талантливых и успешных музыкантов в истории страны.
Родился Леонард в Лоренсе, штат Массачусеттс (Lawrence, Massachusetts), в семье украинских евреев Дженни Резник (Jennie Resnick) и Самуэля Бернстайна (Samuel Joseph Bernstein). Кинокомпозитору Элмеру Бернстайну Леонард родственником не приходится, хотя дружить им двоим довелось, да и внешне они были похожи изрядно; в музыкальном мире их прозвали Западным и Восточным Бернстайнами. При рождении Бернстайна нарекли Луисом (Louis), по настоянию бабушки; родители, однако, всегда звали сына Леонардом, да и он сам явно предпочитал это имя – после смерти бабушки даже поменяв его официально.
Музыкой Леонард увлекался с ранних лет; отец изначально увлечения сына не одобрял, однако на концерты его все же водил,
да и впоследствии согласился оплатить музыкальное образование. После окончания школы Бернстайн поступил в Гарвард, где некоторое время изучал музыку; наибольшее влияние, впрочем, на него оказал местный преподаватель эстетики Дэвид Прэлл (David Prall), у которого Леонард перенял интерес к междисциплинарному подходу. Получив диплом бакалавра с отличием, Леонард отправился в Музыкальный институт Кёртиса в Филадельфию (Philadelphia); здесь учеба доставила ему куда меньше удовольствия, хотя кое-что полезное Бернстайн вынес и отсюда.
После окончания института Бернстайн некоторое время прожил в Нью-Йорке; вместе со своим другом и соседом Адольфом Грином (Adolph Green) он выступал в комедийной труппе "The Revuers" в Гринвич-вилледж (Greenwich Village). Социальную жизнь Леонард вел весьма активную; отношения в этот период у него были и с мужчинами, и с женщинами. В 1940-ом Бернстайн начал учиться в летнем институте Бостонского Симфонического оркестра, в классе дирижерского дела.
рвые дебютировать в качестве дирижера Бернстайну пришлось совершенно внезапно; 14-го ноября 1943-го Леонарду сообщили, что приглашенный дирижер слег с гриппом. Заменить его Бернстайну пришлось едва ли не в последний момент, причем без всяких репетиций. Справился со своей задачей Леонард отлично – и в один миг стал звездой; концерт, на котором он внезапно стал дирижером, транслировался на национальном уровне, да и в "The New York Times" история с заменой попала в передовицу. Бернстайна начали приглашать на выступления крупных американских оркестров.
В период с 1945-го по 1947-ой Бернстайн занимал пост музыкального директора Нью-Йоркского Симфонического оркестра, основанного всего за год до этого; оркестр отличался от Нью-Йоркского Филармонического прежде всего ориентацией на более широкую публику (и более доступной ценой на билеты).
После Второй Мировой о Бернстайне заговорили и на международном уровне. В 1946-ом он впервые отправился на гастроли в Европу, в 1947-ом – впервы
е выступил в Тель-Авиве (Tel Aviv). Годом позже ему довелось выступить на открытом воздухе для войск в Беэр-Шеве (Beersheba) – в сердце пустыни, во время арабо-израильской войны.
10-го сентября 1951-го Леонард сочетался браком с чилийско-американской актрисой Фелицией Кон Монтелегре (Felicia Cohn Montealegre). Ходили слухи, что на брак этот – после долгих размышлений и довольно нестабильных отношений – Леонард пошел для поддержания имиджа, по совету коллеги. Об ориентации Бернстайна споров ходило немало; судя по всему, Леонард был как минимум бисексуален. Как минимум первые годы брака, впрочем, оказались вполне радужными – и впоследствии у супругов даже родилось трое детей.
В 1951-ом же Бернстайн выступил в качестве дирижера Нью-Йоркской Филармонии на мировой премьере "Symphony No. 2" Чарльза Айвса (Charles Ives) – написанной почти 50 лет назад, но так ни разу и не исполненной. В 1958-ом Леонард стал музыкальным директором всего оркестра; эту должность он занимал вплоть до
1969-го. В 1959-ом Бернстайн отправился на гастроли по Европе и СССР вместе с Нью-Йоркским Филармоническим оркестром; ключевым моментом гастролей стало исполнение "Пятой симфонии" Шостаковича в присутствии самого композитора.
Успешно работать Бернстайн продолжал и далее; он сделал немало для того, чтоб открыть миру несколько малоизвестных или несправедливо забытых композиторов. В 1966-ом Леонард дебютировал на сцене Венской Государственной Оперы. В Вене Бернстайн провел еще некоторое время, попутно успев записать оперу для "Columbia Records" и устроить свой первый абонементный концерт.
Работа с Нью-Йоркским Филармоническим заставила Леонарда несколько забросить композиторскую деятельность, хотя симфонию в честь недавно убитого президента Кеннеди (John F. Kennedy) в свой "выходной год" Бернстайн все же написал. Чтобы хоть как-то разгрузить свой напряженный график, Леонард решил оставить пост музыкального директора – и впоследствии таких должностей не занимал. Выступать с орке
стром, впрочем, Бернстайн продолжал до самой своей смерти, периодически выезжая на гастроли. Хорошие отношения у Леонарда сложились и с Венским Филармоническим оркестром – здесь он поставил все 9 законченных симфоний Густава Малера (Gustav Mahler).
Определенные проблемы у Бернстайна могли вызвать его политические взгляды – как и многие его друзья и коллеги, Бернстайн с 40-х активно сотрудничал с организациями и движениями левого толка. Госдепартамент США даже занес Леонарда в свой черный список, хотя на карьере его это особо не сказывалось.
Оставив управленческую деятельность, Бернстайн начал активнее писать музыку; в этот период он написал "MASS: A Theatre Piece for Singers, Players, and Dancers", звуковую дорожку для балета "Диббук" ("Dybbuk"); оркестрально-вокальный "Songfest" и мюзикл "1600 Pennsylvania Avenue". Премьера "MASS" замышлялась еще и как антивоенная акция; в этом довольно необычном и эклектичном произведении содержались определенные нападки на римско-катол
ическую церковь.
В 1979-ом Леонард Бернстайн в первый и единственный раз в своей жизни выступил дирижером Берлинского Филармонического оркестра.
До самого конца 80-х Бернстайн продолжал писать, дирижировать, преподавать и творить новую музыку. Среди самых известных его творений этого периода следует упомянуть оперу "Quiet Place". Последнее выступление Бернстайна как дирижера прошло 19-го августа 1990-го, с Бостонским Симфоническим. Во время очередного произведения на Леонарда напал жуткий кашель, едва не сорвавший концерт; дирижер, однако совладал с собой. 9-го октября 1990-го Бернстайн объявил о своем уходе на покой, а 5 дней спустя он скончался от сердечного приступа. На момент смерти Леонарду было всего 72 года; будучи заядлым курильщиком, ближе к 55 годам композитор был вынужден выйти на бой с эмфиземой. Наброски его мемуаров "Blue Ink" сохранились лишь в электронном виде, причем документ оказался защищен паролем и по сей день так и остается невзломанным и непрочитанным.
Леонард Бернстайн
Leonard Bernstein |
|
фото Леонард Бернстайн в 1971 году |
|
Дата рождения | |
---|---|
Место рождения |
Лоуренс, штат Массачусетс |
Дата смерти | |
Место смерти | |
Страна |
{{Флагификация/ | Флагификация/флагификация | variant = | размер = }} |
Профессии |
Композитор, дирижёр, исполнитель |
Инструменты |
Фортепиано |
Жанры |
Джаз, классическая музыка |
www.leonardbernstein.com |
Леонард Бернста́йн (Leonard Bernstein; 1918, Лоренс, штат Массачусетс, – 1990, Нью-Йорк) - американский дирижер, пианист, композитор, популяризатор музыки.
Биографические данные
Родился в семье эмигрантов из России. Учился в Гарвардском университете у У. Пистона и Э. Б. Хилла (композиция), Хелен Коутс, Сьюзен Вильямс и Х. Гебхарда (фортепьяно); в 1939–41 гг. в Музыкальном институте Кертис (Филадельфия) у Ф. Рейнера (1888–1963; дирижирование), Р. Томпсона (инструментовка) и Изабеллы Венгеровой (1877–1956) по классу фортепьяно.
В 1942 г. совершенствовался в летнем классе дирижирования С. Кусевицкого в Танглвуде (Массачусетс).
Дебютировал как дирижер с Бостонским оркестром по рекомендации Д. Митропулоса, затем дирижировал студенческим оркестром Института Кертис; по окончании института был приглашен Кусевицким (главным дирижером Бостонского симфонического оркестра) на пост его ассистента.
В 1943 г. был приглашен А. Родзинским (1892–1958) на пост ассистента главного дирижера Нью-Йоркского филармонического оркестра, где в ноябре 1943 г., заменив заболевшего Б. Вальтера, дал первый концерт, получивший одобрение публики и прессы. В 1945–49 гг. - главный дирижер симфонического оркестра «Нью-Йорк сити сентр» (преемник Л. Стоковского).
Дирижирование в Америке и в Израиле
Бернстайн преподавал дирижирование в университетах городов Уоркшир (США) и Брандис (Чехословакия , в 1951–56 гг.) и работал с различными оркестрами, среди которых особое место занимали Нью-Йоркский и Израильский филармонические оркестры.
Впервые Израильским филармоническим оркестром Бернстайн дирижировал в Тель-Авиве в 1947 г., и оставался связан с ним до конца жизни.
В последние годы жизни он занимал пост почетного дирижера оркестра и дирижировал им, как в Израиле, так и на гастролях оркестра по всему миру. В 1948 г. он вместе с оркестром дал ряд концертов во время Войны за Независимость , в том числе в только что освобожденной Беер-Шеве , а в июле 1967 г. дал первый концерт в объединенном после Шестидневной войны Иерусалиме . В 1951 г. Бернстайн вместе с Кусевицким возглавил Израильский филармонический оркестр во время его первых гастролей в США.
В 1957–58 гг. Бернстайн вместе с Д. Митропулосом возглавлял Нью-Йоркский филармонический оркестр, а в 1958 г. стал главным дирижером этого оркестра. Он был первым уроженцем США на этом посту, который занимал до 1969 г.
Работа в разных странах
Кроме работы в США и Израиле, Бернстайн концертировал с лучшими оркестрами мира, среди них Берлинский и Венский филармонические оркестры, римский «Санта Чечилия», амстердамский «Концертгебау» и Баварский оркестр радио.
Большое внимание Бернстайн уделял молодежным оркестрам; в 1988 г. посетил Советский Союз во главе Европейского молодежного оркестра, которым, кроме Бернстайна, дирижировали и его ученики. Среди учеников Бернстайна - дирижеры П. Ярви, К. Сент-Клер, К. Сато, М. Тилсон-Томас.
Репертуар Бернстайна-дирижера обширен; центральное место в нем занимает музыка венских классиков, Г. Берлиоза, Дж. Верди, Г. Малера (все симфонии), И. Стравинского, Д. Шостаковича и американских композиторов. Дирижировал в эффектной, темпераментной манере, сочетая внешние эффекты с глубиной и масштабностью интерпретации. Часто выступал одновременно как пианист и дирижер, исполняя сочинения Моцарта, Бетховена, М. Равеля, Дж. Гершвина .
Композиции
Бернстайн увлекся композицией в юности после встречи с А. Коплендом. В своем творчестве стремился преодолеть границу между «серьезной» и «легкой» музыкой.
Мюзиклы Бернстайна, хоть и выдержаны в бродвейской манере, не лишены оперного размаха. Среди них особой популярностью пользуется «Вестсайдская история» (1957), вошедшая в число лучших музыкально-драматических сочинений 20 в.
Бернстайн написал также музыку к спектаклям «В городе» (1944), «Чудесный город» (1953) и «Кандид» (1956).
Язык симфонических и камерных опусов Бернстайна сочетает влияния романтизма и авангарда 20 в. Много его сочинений написано на еврейскую тематику: симфония №1 «Иеремия» (с вокальным соло на библейский текст на иврите, 1944) и №3 «Кадиш » (оратория для чтеца, хора и оркестра, впервые исполненная в Тель-Авиве в 1963 г. на иврите с Бернстайном в качестве дирижёра), «Чичестерские псалмы» (частично текст на иврите ; для хора и оркестра, 1965), «Халил» для флейты с оркестром (памяти израильского летчика, погибшего во время Войны Судного дня).
Бернстайн написал также музыку на текст стихотворений английского поэта У. Х. Одена «Век тревоги», в которой использовал джазовые ритмы.
Популяризация музыки
Бернстайн - выдающийся популяризатор музыки. Он выступал с комментариями на радио и телевидении, читал лекции перед концертами, выпустил ряд книг, в том числе «Радость музыки» (1959), «Бесконечное разнообразие музыки» (1966), «Вопрос без ответа» (1976) и статей, в которых, в том числе, отстаивает равноправие жанров - академической, джазовой и рок-музыки.
Участие в музыкальной жизни Израиля
Роль Бернстайна в израильской музыкальной жизни была велика и не ограничивалась его работой с Израильским филармоническим оркестром.
Родители Бернстайна - выходцы из Ровно. Бернстайн изучал композицию в Гарвардском университете у Уолтера Пистона, затем учился в Кёртисовском институте музыки у Фрица Рейнера (дирижирование), Рэндалла Томпсона (оркестровка), Рихарда Штёра
…
Читать всё
Леона́рд Бернста́йн (англ. Leonard Bernstein; 25 августа 1918, Лоуренс, штат Массачусетс - 14 октября 1990, Нью-Йорк) - американский композитор, пианист и дирижёр.
Родители Бернстайна - выходцы из Ровно. Бернстайн изучал композицию в Гарвардском университете у Уолтера Пистона, затем учился в Кёртисовском институте музыки у Фрица Рейнера (дирижирование), Рэндалла Томпсона (оркестровка), Рихарда Штёра (контрапункт) и Изабеллы Венгеровой (фортепиано); позднее занимался также под руководством Сергея Кусевицкого.
Ассистент дирижёра (1943-44), дирижёр (1957-58), главный дирижёр (1958-69) Нью-Йоркского филармонического оркестра (где стал преемником Бруно Вальтера) и городского оркестра «Нью-Йорк сити симфони» (1945-48).
Обладатель Премии Сименса (1987). Автор книг «Радость музыки» (The Joy of Music, 1959) и «Бесконечное разнообразие музыки» (The Infinite Variety of Music, 1966).
Умер от сердечного приступа.
Сочинения
Оперы
* «Волнения на Таити» («Trouble in Tahiti»; 1952, Уолтем)
* «Тихое место» («A Quiet Place»; 1986, Вена),
* оперетта «Кандид» (1956, Нью-Йорк)
Мюзиклы
* Увольнение в город (On the Town)
* Питер Пэн (Peter Pan, 1950)
* Чудесный город (Wonderful Town, 1953)
* Кандид (Candide, 1956)
* Вестсайдская история (West Side Story, 1957)
Симфонии
* Иеремия (Jeremiah, 1942)
* Век тревог (The Age of Anxiety, 1949)
* Каддиш (Kaddiss,1963)
Другое
* музыка к балету «Невлюбляющийся» (Fancy Free)
* «Чичестерские псалмы» для хора и оркестра (Chichester Psalms, 1965)
* Месса (1971)