Анатомия - это область биологии (внутренняя морфология). Анатомия изучает организм человека по системам (систематическая анатомия). Соответственно она состоит из ряда разделов: учение о костной системе - остеология; учение о соединениях костей, суставах и связках - синдесмология и артрология; учение о мышечной системе - миология; учение о сосудистой системе - ангиология; учение о нервной системе - неврология; учение об органах чувств - эстезиология. Анатомия внутренних органов выделяется в особый раздел - спланхнологию. Систематическая анатомия дополняется топографической, или регионарной, описывающей в первую очередь пространственные отношения органов, что представляет особый интерес для . Исследование строения организма невооруженным составляет предмет макроскопической анатомии. Применение микроскопа позволяет изучать тонкое строение органов - микроскопическая анатомия.
Термином «нормальная анатомия» подчеркивается отличие ее от анатомии патологической, которая изучает изменения органов и систем при болезнях. Важная фаза в изучении строения тела - анализ, сопровождающийся тщательным описанием (описательная анатомия). Изучение строения тела в динамике в связи с функциями определяет содержание функциональной анатомии, специальным разделом которой является экспериментальная анатомия. Особенности строения тела и органов в процессе индивидуального развития организма исследует возрастная анатомия. Пластическая анатомия, изучающая внешние формы и пропорции тела человека, имеет большое прикладное значение для изобразительного искусства. Сравнительная анатомия систематизирует данные по анатомии представителей животного мира для выявления сложившихся в процессе эволюции анатомических особенностей человека.
|
|
|
|
|
|
|
|
Современная анатомия накопила большой материал по прижизненному строению органов, полученный с помощью и (рентгеноанатомия).
Данный раздел сайта является учебным пособием по анатомии человека в картинках. В нем излагаются вопросы по истории анатомии, общие вопросы, строение опорно-двигательного аппарата, пищеварительной, дыхательной, мочеполовой систем и железы внутренней секреции. Далее излагаются строение сердечно-сосудистой системы, лимфатическая система, центральная нервная система с проводящими путями, периферическая нервная система, головные нервы, вегетативная нервная система, органы чувств. Материал изложен по системному принципу, в каждом разделе отмечены функциональные и топографоанатомические особенности, органогенез, возрастные особенности, аномалии развития, приводятся сравнительно-анатомические данные. Анатомический атлас иллюстрирован цветными картинками и схемами.
Настоящее учебное пособие «Анатомия человека» рассчитано на студентов медицинских институтов и соответствует учебной программе. Материал учебника изложен таким образом, что первоначально разбираются частные вопросы, затем эмбриологические и филогенетические данные. Во многих разделах содержатся сведения о возрастных, топографических и функциональных особенностях органов. Приводимые в других учебниках сводные данные о кровоснабжении и иннервации в настоящем пособии опущены в связи с тем, что в период изучения внутренних органов студенты еще незнакомы со строением кровеносной и лимфатической систем, а также нервной системы. Подобный материал полезен для врачей и должен излагаться в руководстве или в крайнем случае в учебнике топографической анатомии. В данном пособии разделы, касающиеся строения костей, связочного аппарата и мышц, изложены более кратко, а строение внутренних органов - более детально. Это связано с тем, что врач в практике чаще сталкивается с заболеваниями внутренних органов.
Пособие имеет много иллюстраций, которые помогут усвоению материала. Естественно, что целью обучения является не заучивание многих анатомических терминов, которые без должного подкрепления со временем совершенно забудутся, а понимание общего плана строения человека. Анатомия представляет часть биологии, поэтому строение всех органов, систем, живой организм в целом рассматриваются в аспектах их развития и функциональных взаимоотношений. Изучение анатомии человека с правильных методологических позиций с первых дней знакомства с медициной должно способствовать формированию материалистического мышления и мировоззрения врача, так как анатомия вместе с биологией, гистологией, физиологией, патологией и биохимией составляет фундамент теоретической подготовки. Как и всякая наука, анатомия включает вопросы прикладного значения, важные для клинической медицины, биологические вопросы, нужные для расширения врачебного кругозора и нужные для того, чтобы ответить на естественный вопрос: «Как же устроен человек?» Существует мнение, что анатомия человека якобы трудна. Наши знания о самом совершенном и замечательном создании природы, каким является человек, сегодня еще неполны, но, как показывает история анатомии, они были еще более примитивными 2000-3000 лет назад. И если на пути познания строения человека много достигнуто, то лишь благодаря уму человека в его любознательности. Когда-то ученые были счастливы, если им удавалось заглянуть во чрево существа, себе подобного, теперь же, призвав на помощь современные достижения прикладных и фундаментальных наук, они раскрывают молекулярные сочетания и познают свою собственную природу. На этих путях много трудностей и много радостей. Познание строения человека является внутренней потребностью студента, посвятившего свою жизнь самому благородному делу - избавлению человечества от страданий, избравшего профессию врача, которая, начиная с древних времен требует от человека отдачи всей полноты нравственных и интеллектуальных сил.
Внутренние органыКак уже было сказано выше, внутренние органы обеспечивают вегетативные (растительные) функции организма, т. е. питание, дыхание, выведение продуктов обмена веществ и размножение. Познакомимся подробнее с их строением и деятельностью, а также с некоторыми условиями, необходимыми для нормальной работы этих органов. Кровь, лимфа, сердечно-сосудистая система
Человек претерпел сложную биологическую эволюцию и объединил в себе с биологической стороны природно-естественное, а с исторической - социально-общественное существо. Его строение и функции полностью познаются биологией и социальными законами. Анатомия человека принадлежит к биологическим наукам. Анатомия человека представляет науку, изучающую происхождение, развитие, внешнее и внутреннее строение, функциональные особенности живого человека. Анатомия человека ставит своей задачей описание формы, макроскопического строения, топографии органов с учетом половых, индивидуальных, конституциональных особенностей организма, а также филогенетических (от phylon - род, genesis - развитие) и онтогенетических (от ontos - особь) моментов развития. Изучение строения человека проводится с позиций целостного организма. Анатомия привлекает и данные антропологии - науки о человеке. Антропология рассматривает у человека не только возрастные, половые и индивидуальные особенности, но и расовые, этнические, профессиональные, изучает социальные влияния, выясняет факторы, определяющие историческое развитие человека. Таким образом, биология рассматривает человека с эволюционных позиций, что играет роль в формировании материалистического мировоззрения советского врача.
Анатомия человека имеет важное прикладное значение для медицины. Анатомия вместе с гистологией, физиологией, биохимией и другими дисциплинами составляет основу теоретических знаний в подготовке врача. Выдающийся физиолог И. П. Павлов отметил, что, только познав строение и функции органов, мы можем правильно понять причины болезней и возможности их ликвидации. Без знания строения человека невозможно понять изменения, вызванные болезнью, установить локализацию патологического процесса, провести хирургические вмешательства, а следовательно, правильно диагностировать заболевания и лечить больных. По этому поводу еще 170 лет назад весьма образно высказался один из выдающихся русских врачей Е. Мухин (1766-1850): «Врач не анатом не только бесполезен, но и вреден». Когда в период схоластики и влияния религии (XIII век) врачам запретили вскрывать трупы и изучать хотя бы основы анатомии, знания врачей были настолько примитивны, что общественность требовала у церкви разрешения на вскрытие трупов.
Каково же содержание анатомии? Термин «анатомия» происходит от древнегреческого слова anatemnein - рассекаю, расчленяю. Это объясняется тем, что первым и основным методом исследования человека был метод расчленения трупа. В настоящее время, когда исследователь привлекает для познания внутреннего и внешнего строения живого человека многие другие методы, анатомия не соответствует содержанию своего названия. Тем не менее и ныне для описания строения и топографии органов применяется препарирование трупа, являющееся одним из методов изучения формы и строения. Однако строение органов и их функции полностью можно познать только при сочетании многих методов исследования.
1. С помощью метода антропометрии можно измерить рост, взаимоотношение частей, установить массу тела, конституцию, индивидуальные особенности строения человека, его расу.
2. Методом препарирования удается послойно рассечь ткани с целью их изучения и выделить из окружающих тканей и клетчатки мышцы, кровеносные сосуды, нервы и другие образования, видимые невооруженным глазом. Этот метод позволяет получить данные о форме органов, их взаимоотношениях.
3. Методом инъекции заполняются окрашенной массой, разведенной олифой, керосином, бензином, хлороформом, эфиром или другими растворителями полости тела, просвет бронхиального дерева, кишечника, кровеносных и лимфатических сосудов. Метод впервые применен в XVI веке. Для инъекции используются и твердеющие массы в виде латекса (жидкий каучук), полимеров, расплавленного воска или металла. Благодаря методу инъекции в значительной степени были расширены знания о строении сосудистой системы. Метод инъекции оказался особенно полезным в тех случаях, когда производятся последующая коррозия, просветление органов и тканей.
4. Метод коррозии впервые применен Сваммердамом (XVII век), а в России - И. В. Буяльским. Орган с кровеносными сосудами, наполненными затвердевшей массой, погружался в теплую воду и долгое время выдерживался в ней. Окружающие ткани сгнивали и оставался только слепок затвердевшей массы. Этот процесс может быть ускорен, когда ткани разрушаются концентрированной кислотой или щелочью, что применяется в настоящее время. С помощью метода коррозии можно увидеть истинную форму полости, куда вливалась масса. Недостатком метода является то, что слепок полости не взаимосвязан с тканями.
5. Метод просветления. После обезвоживания тканей препарат пропитывается жидкостью. В этом случае коэффициент преломления пропитанной ткани приближен к коэффициенту преломления жидкости. Инъецированные кровеносные сосуды или окрашенные нервы будут видны на таких относительно прозрачных препаратах. Преимущество этого метода перед коррозионным заключается в том, что в просветленных препаратах сохраняется пространственное расположение кровеносных сосудов или нервов.
6. Микроскопический метод, при котором используется сравнительно небольшое увеличение, в настоящее время получил большое распространение в анатомии. Благодаря применению этого метода удалось увидеть образования, которые нельзя выявить на гистологических срезах. Например, методом микроскопической анатомии выявлены сети кровеносных и лимфатических капилляров, внутриорганные сплетения кровеносных сосудов и нервов, уточнены структура и форма долек, ацинусов и т. д.
7. Методами рентгеноскопии и рентгенографии удается изучить прижизненную форму и функциональные особенности органов у живого человека. Эти методы также успешно применяются при исследовании на трупе. Очень широко в клинической практике и эксперименте используется комбинация инъекции контрастных веществ с последующей рентгенографией. За счет подобного контрастирования более четко выделяются на экране или отпечатываются на рентгеновской пленке изучаемые образования.
8. Метод просвечивания отраженными лучами главным образом применяется на живом человеке, например для изучения кровеносных капилляров кожи, слизистых оболочек (капилляроскопия), сосудов сетчатки глаза.
9. Метод эндоскопических исследований позволяет с помощью приборов, введенных через естественные и искусственные отверстия, рассмотреть окраску, рельеф органов и слизистой оболочки.
10. Экспериментальный метод в анатомии применяется для выяснения функционального значения органа, ткани или системы. Он позволяет установить пластичность тканей, их восстановительные способности и т. д. С помощью эксперимента можно получить много новых данных по перестройке органов и организма в ответ на внешние воздействия.
11. Математический метод часто используется при анатомических исследованиях, так как в отличие от других методов он позволяет вывести более достоверные количественные показатели. С развитием электронно-вычислительной техники математические методы займут ведущее место в морфологических исследованиях.
12. Метод иллюстрирования применяется для передачи точного документального изображения или в виде создания схематизированных рисунков анатомических структур. Точные анатомические данные можно документировать путем фотографирования с последующим изготовлением фотоотпечатков или черно-белых или цветных диапозитивов (слайды), которые проецируются на экран. Во время препарирования многие анатомические структуры, особенно находящиеся в различных плоскостях, невозможно сфотографировать. В этих случаях производится точная зарисовка препарата. Иногда необходимо создавать схемы. Создание анатомических схем обусловлено тем, что ни фотографии, ни точные рисунки не передают внутреннюю архитектуру органа, например строение желез, топографию проводящих путей головного и спинного мозга и др. Схематический рисунок представляет наиболее сложную форму подготовки иллюстраций. Эта сложность обусловлена тем, что схемы создаются на основе данных, полученных методами препарирования, гистологических, гистохимических, электронографических и экспериментальных исследований и клинических наблюдений. Синтезируя данные многих методов, удается создать схематические рисунки.
В анатомических исследованиях в настоящее время широко используется и киносъемка, особенно при документации движущихся объектов. Этим методом возможно документировать последовательность вскрытия и препарирование трупа, топографо-анатомические данные. Методом киносъемки наглядно можно показать функциональные нарушения при экспериментальных исследованиях: движение крови, лимфы, выделение мочи, слюны, функцию опорно-двигательного аппарата и др.
13. Метод ультразвукового сканирования сравнительно новый и еще недостаточно используется в анатомических исследованиях. В настоящее время применяется в клинической практике с целью выявления топографии и формы органов при патологических состояниях, положения плода в утробе матери, рельефа полости черепа, спинномозгового канала, гнойных полостей, эхинококковых пузырей, камней желчевыводящей и мочевой системы, а иногда и опухолевых узлов.
14. Метод голографии применяется для получения объемного изображения объекта с помощью лазерных лучей. Представляет собой новое методическое направление в технике научных исследований и сыграет значительную роль в развитии морфологической науки.
Важнейшее требование науки, базирующейся на основах диалектического материализма,- исследование вещей и явлений в их происхождении и развитии с применением исторического метода. В.И.Ленин нацеливал ученых, что на вещи надо смотреть с исторических позиций: «... Подойти к вопросу с точки зрения научной,- это не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь» При историческом подходе используются материалы антропологии, палеонтологии, сравнительной анатомии, эмбриологии, что позволяет изучать человека как существо социально-общественное, прошедшее сложную эволюцию, активно приспосабливающееся к природе и изменяющее свои психофизиологические особенности под влиянием социальных условий развития общества.
Анатомию человека методически можно изучать различно: по отдельным системам (систематическая анатомия); описывать только внешнюю форму человека (пластическая, или рельефная, анатомия); исследовать строение органов и систем в зависимости от их функций (функциональная анатомия); изучать взаиморасположение систем и органов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей (топографическая анатомия), изучать строение органов в различные возрастные периоды (возрастная анатомия).
Систематическая анатомия главным образом излагает форму, строение, топографию, возрастные особенности, индивидуальные различия, развитие и аномалии, филогенетические особенности по отдельным системам. Подобный подход в изучении анатомии наиболее приемлем для тех, кто не знаком с предметом, так как сложное раскладывается на составные части.
Пластическая анатомия содержит сведения о внешних формах тела, которые определяются развитием костного скелета, выступающих бугров и гребней, прощупываемых через кожные покровы, контурами мышечных групп и тонусом мышц, эластичностью и цветом кожи, глубиной ее складок, толщиной подкожной жировой клетчатки. Состояние внутренних органов изучается только в таком объеме, чтобы показать, как это отражается на внешнем строении. Пластическая анатомия имеет прикладное значение не только для художников и скульпторов, но и для врачей, так как по внешним формам можно судить и о состоянии здоровья человека.
Функциональная анатомия дополняет данные описательной анатомии. Она ставит задачей изучение строения органов и систем в единстве с функцией, рассматривая тело человека в динамике, выявляя механизмы перестройки формы под влиянием внешних факторов.
Топографическая анатомия изучает строение человека по отдельным областям, пространственное соотношение органов и систем с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Элементы топографической анатомии обязательно сопутствуют систематическому изложению материала.
Возрастная анатомия изучает строение человека в различные возрастные периоды. Под влиянием возраста и внешних факторов с определенной закономерностью изменяются строение и форма органов человека.
У детей первых лет жизни, взрослых и пожилых людей отмечаются значительные различия в анатомическом строении. В клинической практике даже возникли самостоятельные дисциплины, например педиатрия - наука о ребенке, гериатрия - наука о пожилом человеке.
Вместе с описательной анатомией человека необходимо изучать (хотя бы в общих чертах) анатомию беспозвоночных и позвоночных животных - сравнительную анатомию. На основе данных сравнительной анатомии можно понять эволюцию и развитие живых существ. Оперируя сравнительно-анатомическими данными и данными эмбриологии, которые излагаются преимущественно в стадии органогенеза, удается находить общие признаки, способствующие пониманию истории развития человека, его органов и систем.
Человек по праву считается самым сложным живым организмом. Его анатомия обеспечивает нормальную жизнедеятельность и его устойчивость к окружающей среде. Если допустить некоторую метафоричность, то человеческий организм одновременно и склад, и электрическая компания, и аптека, и отчистка сточных вод. Благодаря своему анатомическому строению человеческий организм обладает силой и крепостью.
Анатомия — это наука, которая изучает строение человека, его внешнее и внутреннее составляющие. В то же время анатомия человека отчетливо демонстрирует, как совершенно и в тоже время хрупко человеческое тело. Ведь повреждение одной системы, может спровоцировать сбои в работе всех остальных отделов.
Внешнее строение человека
Анатомия человека делится на внутреннее и внешнее строение. Внешнее устройство человека- это части тела, которые может увидеть и назвать каждый:
- голова;
- спереди — грудина;
- сзади — спина;
- верхние и нижние конечности.
Скелет
В скелет человека входят:
- череп;
- шейные позвонки;
- нижняя челюсть;
- грудина;
- ключица;
- плечевая кость;
- ребра;
- лопатки;
- мечевидный отросток;
- крестец;
- копчик;
- лучевая кость;
- локтевая кость;
- кости кисти;
- бедренная кость;
- большая берцовая кость;
- малая берцовая кость;
- кости стопы.
Скелет человека представляет собой своеобразный остов для внутренних органов, который включает в себя множество разных костей, соединенных в суставы.
Когда ребенок рождается, его скелет насчитывает 350 костей. При взрослении некоторые кости срастаются, поэтому у взрослого человека их насчитывается уже 200 штук. Все они делятся на две группы:
- Осевые кости, которые входят в несущие конструкции.
- Добавочные кости.
Взрослая развитая кость включает в себя:
- органическую ткань;
- неорганическую ткань;
- воду.
Хрящ
Хрящевая ткань иногда может быть составляющим компонентом кости, а иногда выступает в качестве временного элемента. Следует отметить, что хрящевая ткань менее прочная и плотная, чем костная.
Хрящ имеет в своем составе специфические клетки — хондроциты. Характерной особенностью хряща является отсутствие вокруг него кровяных сосудов, то есть они его не пронизывают и не питают. Питание хрящ получает из жидкости, которая находится в окружающих его тканях.
Хрящ бывает следующих видов:
- желтый волокнистый;
- гиалиновый;
- белый волокнистый.
Сочленения
- сочленения костей туловища;
- сочленения костей туловища и головы;
- сочленения костей верхних конечностей;
- сочленения костей нижних конечностей.
Сочленения обеспечивают двигательную способность мышцам, которые крепятся к сухожилиям. Способность мышц сокращаться позволяет двигаться туловищу, рукам и ногам, а также выполнять разнообразные действия: прыгать, разворачиваться, резко останавливаться, бегать, накланяться и даже улыбаться.
Внутреннее строение человека
Внутреннее устройство человека- это органы первостепенной важности, которые имеют свои функции и не открыты человеческому взору. К ним относятся:
- сердце;
- желудок;
- легкие;
- головной мозг;
- печень;
- легкие;
- кишечник.
Помимо вышеназванных частей, внутреннее строение человека включает в себя железы секреции, нервные стволы, кровеносные сосуды и пр. К ним относится:
- вилочковая железа;
- молочные железы (у женщин);
- предстательная железа (у мужчин);
- надпочечники;
- щитовидная железа;
- гипофиз;
- эпифиз;
- эндокринные железы;
- экзокринные.
Нервная система включает: центральный и периферический отделы. Сосудистая система включает: вены, капилляры; артерии.
Хорошо известно, что анатомическое строение человеческого организма имеет определенное сходство с некоторыми животными. Этот факт обусловлено тем, что человек эволюционировал от млекопитающих. Он обладает не только не только анатомической схожестью, но и схожим клеточным строением и похожим ДНК.
Человеческий организм состоит из клеток, которые группируясь, образуют эпителий, из которого сформированы все человеческие органы.
Все отделы человеческого организма соединяются в системы, которые слаженно функционируют для обеспечения устойчивой жизнедеятельности человека:
- Сердечно — сосудистая. Играет основную роль, поскольку качает кровь и транспортирует ее во все остальные органы.
- Дыхательная. Насыщает кровь кислородом, а также перерабатывает его в углекислый газ.
- Нервная. Включает спинной и головной мозг, нервные окончания, стволы и клетки. Основная задача- регуляция всех функций организма.
- Пищеварительная. Сложнейшая система у человека. Основная задача- переваривание пищи, обеспечивание организма питательными веществами и энергией для жизнедеятельности.
- Эндокринная. Отлаживает нервные и биологические процессы.
- Опорно-двигательная. Способствует передвижению человека и поддерживает его тело в вертикальном положении. В нее входят: суставы, связки, мышцы.
- Кожа или покровная система. Является защитным панцирем, который препятствует проникновению внутрь вредных элементов.
- Мочевыделительная и половая. Половые органы делятся на мужские и женские. Ин основная функция — репродуктивная и выделительная.
Какие органы скрывает грудная клетка?
В грудной клетке располагаются:
- сердце;
- легкие;
- бронхи;
- трахея;
- пищевод;
- диафрагма;
- вилочковая железа.
Сердце
Сердце располагается между легкими и, по сути, является мышцей. По своему размеру сердце не больше кулака человека, то есть если каждый человек сожмет кулак, то его размер будет идентичен его сердцу. Его функция состоит в том, чтобы принимать и качать кровь. Оно имеет необычное косое расположение: одна его сторона отходит вправо, вверх и назад, а другая — вниз и влево.
Основные сосуды ответвляются из правой стороны мышцы. Биение сердцу обеспечивает две его стороны: левый и правый. Левый желудочек превосходит размерами правый. Сердце выстлано специфической тканью, которая называется перикардом. Внутренняя часть перикарда прирастает к сердцу, а внешняя — соединена с кровеносными сосудами.
Легкие
Самый большой парный орган, который занимает основную часть грудной клетки. Легкие расположены по оби стороны сердца и заключены в плевральные мешки. Несмотря на то, что правое и левое легкое внешне мало чем отличаются, они имеют разные функции и строение.
Как можно увидеть на картинке, легкие состоят из долей: левое легкое включает в себя две доли, а правое — три. Левое легкое обладает изломом в левой части, правое такого изгиба не имеет. Основная функция легких снабжать кровь кислородом и перерабатывать его в углекислый газ.
Трахея
Располагается между бронхами и гортанью. Представляет собой хрящевые полукольца, соединительные связки и мышцы, которые находятся на задней стенке, покрытые слизью. Внизу трахея делится на два бронха, которые направляются в легкие. Бронхи являются продолжением трахеи. Они выполняют следующие функции:
- проведение воздуха по легким;
- защитно-очистительная функция.
Пищевод
Представляет собой длинную трубку, которая начинается в гортани. Проходит через диафрагму и соединяется с желудком. Пищевод состоит из кольцевых мышц, которые продвигают пищу к желудку.
Какие органы скрываются в брюшной полости?
В брюшной полости находятся части организма, которые входят в пищеварительную систему. К ним относится:
- желудок;
- печень;
- желчный пузырь;
- поджелудочная железа;
- двенадцатиперстная кишка;
- тонкий кишечник;
- толстый кишечник;
- прямая кишка;
- анус.
Желудок
Главная часть пищеварительной системы. Он является продолжением пищевода, который отделен от него клапаном, прикрывающим вход. Желудок имеет форму мешочка, заполняется пищей и вырабатывает сок (специфическую жидкость), богатый ферментами, которые расщепляют пищу.
Кишечник
Кишечник — наиболее длинная часть пищеварительного тракта. Начинается после выходного отверстия желудка. Имеет форму петлей и заканчивается выходным отверстием. Кишечник состоит из:
- тонкой кишки;
- толстой кишки;
- прямой кишки.
Тонкая кишка состоит из двенадцатиперстной кишки и подвздошной, которые переходят в толстую, а толстая кишка в прямую. Основная функция кишечника переваривать пищу и выводить ее остатки из организма.
Печень
Самая крупная железа в организме человека. Также участвует в процессе пищеварения. Основная задача — обеспечивать обмен веществ и участвовать в процессе кроветворения. Располагается сразу же под диафрагмой и делится на две части, которые называются долями. Соединяется с двенадцатиперстной кишкой, тесно связана с воротной веной, сообщается и функционирует с желчным пузырем.
Селезенка
Находится под диафрагмой. Основные функции заключаются:
- в формировании элементов крови;
- защите организма.
Селезенка меняется в размерах в зависимости от количества скопленной крови.
Почки
Почки также находятся в брюшной полости, несмотря на то, что не имеют отношение к пищеварительному тракту. Почки - состоят из парных частей, которые выполняет важную функцию: регуляцию гомеостаза. Имеют форму бобов и участвуют в процессе мочевыделения. Прямо над почками располагаются мочеточники.
hystós - ткань), изучающей закономерности развития и строения тканей, а также с наукой о клетке (цитологией от греч. cýtos - клетка), которая исследует закономерности развития, строения и деятельности отдельных клеток, из которых построены ткани и органы исследуемого макроорганизма . Взятые вместе анатомия, гистология, цитология и эмбриология (от греч. émbryon - зародыш) в совокупности представляют общую науку о форме, развитии и строении организма - морфологию (от греч. morphé - форма) .Методы анатомического исследования
Современная наука располагает достаточным арсеналом различных методов исследования строения тела человека и животных. Выбор метода исследования прежде всего зависит от цели и задачи исследования. Различают :
- старейший, но по-прежнему не утративший своего значения метод рассечения (препарирования), давший название разделу морфологии анатомии, используется для изучения внешнего строения и топографии крупных образований;
- метод инъекции , часто сочетающийся с рентгенографией широко применяется для исследования полостей, сосудов и протоков;
- «пироговские срезы» - распилы, позволяющие получить сведения о тканевых соотношениях и взаиморасположении органов относительно друг друга;
- пластическая реконструкция - восстановление исследуемого органа или ткани по сопоставлению серии гистологических срезов.
- Антропометрический (соматометрический) - позволяет изучать строения тела путём измерения его отдельных частей и расчёта их соотношений, определяющих пропорции тела.
Наиболее известные ветви анатомии
Анатомия растений
Анатомия животных
Дополнительные сведения: Анатомия позвоночных
Разделами нормальной (систематической) анатомии человека являются: остеология - учение о костях , синдесмология - учение о соединениях частей скелета, миология - учение о мышцах , спланхнология - учение о внутренних органах пищеварительной , дыхательной и мочеполовой систем , ангиология - учение о кровеносной и лимфатической системах, анатомия нервной системы (неврология) - учение о центральной и периферической нервной системах , эстезиология - учение об органах чувств .
Помимо этого, на базе анатомии человека, с учётом накопленного хирургического опыта, оформилась и выделилась в отдельную самостоятельную дисциплину топографическая анатомия , позволяющая оперирующим хирургам изучать особенности строения тела по областям, рассматривая взаимоотношения органов друг с другом, соотношение их со скелетом и так далее. Как научно-медицинская дисциплина основана Н. И. Пироговым . Таким образом, топографи́ческая анато́мия является научно-прикладной дисциплиной, разделом анатомии человека, изучающим послойное строение анатомических областей, взаиморасположение (синтопию) органов, их проекцию на кожу (голотопию), отношение к скелету (скелетотопию), кровоснабжение, иннервацию и лимфоотток в условиях нормы и патологии, с учётом возрастных, половых и конституциональных особенностей организма. Данный раздел анатомии человека имеет прикладное значение для медицины, является теоретической основой для оперативной хирургии.
Кроме того, развивается функциональная анатомия, рассматривающая строение человека с точки зрения его функций (например, строение кровеносных сосудов с позиций гемодинамики , механизм перестройки кости с учётом функций воздействующих на неё мышц и так далее).
Достижения медицины как науки способствовали выделению отдельной дисциплины, изучающей морфологические изменения систем и органов человека при различных патологических процессах и заболеваниях - патологической анатомии . Патологи́ческая анато́мия - научно-прикладная дисциплина, изучающая патологические процессы и болезни с помощью научного, главным образом микроскопического, исследования изменений, возникающих в клетках и тканях организма, органах и системах органов. Патологическая анатомия является одной из основных медицинских дисциплин и обязательна для изучения не только в медицинских, но и ветеринарных вузах.
Развитие рентгенологии создало предпосылки для формирования и выделения принципиально новой анатомической дисциплины - рентгеноанатомии , предметом изучения которой является структура рентгенологического изображения внутренних органов. Внешнюю форму тела человека и его пропорции изучает пластическая анатомия .
Сравнительная анатомия
Сравни́тельная анато́мия (или сравнительная морфология ) - биологическая дисциплина, изучающая общие закономерности строения и развития органов и систем органов при помощи их сравнения у животных разных таксонов на разных этапах эмбриогенеза. В сравнительной анатомии наиболее часто используют два основных понятия:
- Гомологичные органы - сходные структуры у разных видов , имеющих общего предка. Гомологичные органы могут выполнять разные функции. Например, плавники дельфина , лапы тигра и крыло летучей мыши . Наличие гомологичных органов свидетельствует о том, что общий предок имел исходный орган, который изменялся в зависимости среды обитания.
- Аналогичные органы - сходные структуры у разных видов, не имеющих общего предка. Аналогичные органы имеют сходную функцию, однако имеют разное происхождение и строение. Аналогичными структурами можно назвать форму тела дельфинов и акул , которые эволюционировали в сходных условиях, но имели разных предков; крыло птицы, рыбы и комара ; глаз человека, кальмара и стрекозы. Аналогичные органы являются примерами приспособления разных по происхождению органов к сходным условиям окружающей среды.
Впервые правила развития частных признаков были описаны Карлом Бэром .
Область применения и подразделы анатомии
Как многие другие науки, анатомия имеет две стороны: практическую и теоретическую . Первая излагает правила исследования подлежащего материала, способы, приёмы и технические средства, при помощи которых приобретаются сведения о строении живых существ; вторая занимается не самим исследованием, а его результатами, то есть описывает эти результаты, объясняет их, приводит в систему и делает им сравнительную оценку. Другими словами, первая есть искусство, вторая - наука анатомии.
В прежнее время анатомические исследования имели своим предметом почти исключительно человека, и только в случае крайности, когда нельзя было располагать человеческими трупами, прибегали к рассечению млекопитающих. Поэтому под собственно анатомией понимали преимущественно анатомию человека (Антропотомия). Позднее наука стала заниматься также строением животных. Таким образом возникла животная анатомия, или зоотомия . Затем начались исследования внутреннего строения растений, что составило новую отрасль науки, растительную анатомию, или фитотомию .
Так как между человеком и позвоночными, а также между всеми животными вообще существует много общего со стороны их анатомического строения, то наука неизбежно должна была прийти к изучению сходств и различий этого строения, и таким образом появилась сравнительная анатомия , которая изучает основные этапы эволюции организма человека и животных. Она связана с палеонтологией и генетикой , составляя важную опору учению о происхождении видов.
Изобретение увеличительных линз позволило увидеть, то, что кажется однородным невооружённому глазу, вследствие этого от анатомии отделилась особая наука под названием микроскопическая анатомия , или гистология , изучающая организмы на тканевом уровне. Изменения строения органических существ, связанные с постепенным развитием их из простого зародыша в зрелую особь, составляют предмет эмбриологии . Последняя вместе с гистологией носит название общей анатомии , и в противоположность этому систематической анатомии даётся название частной , или описательной анатомии.
Анатомия здорового человека подразделяется соответственно употребляемому ею методу изложения на систематическую и топографическую .
Систематическая, или описательная, анатомия занимается изучением внешних свойств, вида, положения и взаимной связи органов, рассматривая их в том порядке, в каком они слагаются для образования однородных систем, служащих для достижения одной общей конечной цели. По мере накопления информации и появления новых методов исследований, систематическая анатомия дифференцировалась на ряд научных дисциплин: остеология - учение о костях, с включением суставных хрящей (хондрология); синдесмология - учение о связках между составными частями скелета, которые связывают кости в одно подвижное целое; миология - учение о мышцах; спланхнология - учение о внутренних органах, входящих в состав дыхательной, пищеварительной и мочеполовой систем; ангиология - учение о сосудах, о кровеносной и лимфатической системах; неврология - учение о центральной, периферической нервной системах и ганглиях (нервных узлах); эстезиология - наука об органах чувств; эндокринология - наука о строении и функциях эндокринной системы.
Пластическая анатомия, изучаемая художниками (также скульпторами и некоторыми мультипликаторами), в сущности та же топографическая анатомия, но она обращает преимущественное внимание на внешние очертания тела, пропорции, на зависимость их от внутренних частей, в особенности от мышц в их различных состояниях напряжения, наконец, на общие размеры отдельных частей тела и их взаимные отношения.
Функциональная анатомия ставит задачи выяснения взаимосвязей в строении органов и систем человеческого организма с характером их функционирования, изучает формирование органов на уровне индивидуального развития, определяя крайние пределы изменчивости, что востребовано лечебной практикой.
Большинство болезней сопровождается различными структурными изменениями в положении или строении различных органов и их тканей - исследование этих болезненных изменений составляет предмет так называемой патологической анатомии .
Ледяная анатомия
Николай Иванович Пирогов впервые использовал рассечение мёрзлых (ледяных) трупов для изучения прижизненного взаиморасположения внутренних органов, которые при обычном вскрытии существенно меняли своё естественное расположение. Таким образом,
Анато́мия челове́ка (от др.-греч. ἀνατομή - рассечение < др.-греч. ἀνά сверху и др.-греч. τομή, tomé - разрезание ) - раздел биологии , изучающий морфологию человеческого организма , его систем и органов. Предметом изучения анатомии человека являются форма и строение, происхождение и развитие человеческого организма. Анатомия человека - одна из фундаментальных дисциплин в системе медицинского и биологического образования, тесно связанная с такими отделившимися от неё дисциплинами, как антропология и физиология человека , а также сравнительной анатомией , эволюционным учением и генетикой . Выделение анатомии человека из сферы анатомии живых организмов обусловлено не только наличием у человека характерных анатомических признаков, но и формированием у человека мышления, сознания и членораздельной речи.
Анатомия «нормального» (здорового) тела человека традиционно рассматривается по системам органов - нормальная (систематическая) анатомия человека . Помимо этого, на базе анатомии человека, с учётом накопленного хирургического опыта, была создана такая дисциплина, как топографическая анатомия , позволяющая оперирующим хирургам изучать строение тела по областям, рассматривая взаимоотношения органов друг с другом, со скелетом и др. Развивается функциональная анатомия, рассматривающая строение человека с точки зрения его функций (например, строение кровеносных сосудов с позиций гемодинамики , механизм перестройки кости с учётом функций воздействующих на неё мышц и т. д.).
Достижения медицины способствовали выделению отдельной дисциплины, изучающей морфологические изменения систем и органов человека при заболеваниях - патологической анатомии .
С развитием рентгенологии была создана принципиально новая анатомическая дисциплина - рентгеноанатомия , предметом изучения которой является структура рентгенологического изображения внутренних органов. Внешнюю форму тела человека и его пропорции изучает пластическая анатомия .
Историческое развитие анатомии человека как науки
Знания об анатомии в Древнем мире
Первые упоминания о строении человеческого тела встречаются в Древнем Египте . В XXVII веке до н. э. египетский врач Имхотеп описал некоторые органы и их функции, в частности головной мозг , деятельность сердца , распространение крови по сосудам . В древнекитайской книге «Нейцзин » (XI-VII вв. до н. э.) упоминаются сердце , печень , лёгкие и другие органы тела человека. В индийской книге «Аюрведа » («Знание жизни», IX-III вв. до н. э.) содержится большой объём анатомических данных о мышцах , нервах , типах телосложения и темперамента , головном и спинном мозге .
Большое влияние на развитие анатомии человека оказали учёные Древней Греции . Первым греческим анатомом считают врача и философа Алкмеона Кротонского , владевшего прекрасной техникой препарирования . Выдающимися представителями греческой медицины и анатомии были Гиппократ , Аристотель , Герофил . Гиппократ (460-377 гг. до н. э.) учил, что основу строения организма составляют четыре «сока»: кровь (sanguis ), слизь (phlegma ), желчь (chole ) и чёрная желчь (melaina chole ). От преобладания одного из этих соков зависят и виды темперамента человека: сангвиник , флегматик , холерик и меланхолик . Названные виды темперамента определяли, по Гиппократу, одновременно и разные типы конституции человека , которые могут изменяться соответственно содержанию тех же «соков» тела. Исходя из такого представления об организме , Гиппократ смотрел и на болезни , как на результат неправильного смешения жидкостей, вследствие чего ввёл в практику лечения различные «гонящие жидкость» средства. Так возникла «гуморальная» теория строения организма. Гиппократ большое значение придавал изучению анатомии, считая её первоосновой медицины. По Платону (427-347 гг. до н. э.), организм человека управлялся тремя видами «пневмы », помещающимися в трёх главнейших органах тела - мозге , сердце и печени . Ученик Платона Аристотель (384-323 гг. до н. э.) сделал первую попытку сравнения тела животных и изучения зародыша и явился зачинателем сравнительной анатомии и эмбриологии .
Не меньший вклад внесли в изучение анатомии человека древнеримские учёные. Их заслугой следует считать создание латинской анатомической терминологии . Наиболее яркими представителями римской медицины были Цельс и Гален . Гален считал, что человеческое тело состоит из плотных и жидких частей и исследовал организм путём наблюдения за больными и вскрытия трупов. Он одним из первых применил вивисекцию и явился основоположником экспериментальной медицины . Его основные труды по анатомии: «Анатомические исследования», «О назначении частей человеческого тела». Цельс в своих трудах по медицине собрал самые достоверные (на то время) знания по гигиене , диете , терапии , хирургии и патологии . Заложил основу медицинской терминологии. Ввёл в хирургию лигатуру для перевязки кровеносных сосудов .
Средние века и эпоха Возрождения
После открытия Гарвея ещё оставалось неясным, как кровь переходит из артерий в вены, но Гарвей предсказал существование между ними невидимых глазом анастомозов , что и было подтверждено позднее Марчелло Мальпиги ( -), когда был изобретён микроскоп . Мальпиги сделал много открытий в области микроскопического строения кожи , селезёнки , почки и ряда других органов. Мальпиги открыл предсказанные Гарвеем капилляры , но он полагал, что кровь из артериальных капилляров попадает сначала в «промежуточные пространства» и лишь затем в капилляры венозные. Только Шумлянский ( -), изучивший строение почек, доказал отсутствие «промежуточных пространств» и наличие прямой связи между артериальными и венозными капиллярами. Таким образом, Шумлянский впервые доказал, что кровеносная система замкнута.
Нормальная анатомия человека
Нормальная (систематическая) анатомия человека - раздел анатомии человека, изучающий строение «нормального», то есть здорового человека по системам органов , органам и тканям . Орган - часть тела определённой формы и конструкции, имеющая определённую локализацию в организме и выполняющая определённую функцию (функции). Каждый орган образован определёнными тканями, имеющими характерный клеточный состав. Органы, которые объединены анатомически и функционально, имеющие единое происхождение и общий план строения, составляют систему органов .
Разделами нормальной (систематической) анатомии человека являются: остеология - учение о костях , синдесмология - учение о соединениях частей скелета, миология - учение о мышцах , спланхнология - учение о внутренних органах пищеварительной , дыхательной и мочеполовой систем , ангиология - учение о кровеносной и лимфатической системах, анатомия нервной системы (неврология) - учение о центральной и периферической нервной системах , эстезиология - учение об органах чувств.
Патологическая анатомия человека
Патологическая анатомия - научно-прикладная дисциплина, изучающая патологические процессы и болезни с помощью научного, главным образом микроскопического, исследования изменений, возникающих в клетках и тканях организма, органах и системах органов. Основателем современной патологической анатомии считается Рудольф Вирхов - немецкий исследователь, создавший учение о целлюлярной (клеточной) патологии. Помимо сущности микроскопических изменений в тканях, современная патологическая анатомия включает в себя изучение причин (этиологию), механизмов развития (патогенез), а также осложнений и исходов заболеваний. Она занимается также исследованием причин и механизмов смерти (танатогенез) при разных болезнях, изменчивостью заболеваний (патоморфоз) и патологией, вызываемой лечением (ятрогенная патология , ятрогения).
Топографическая анатомия
Топографическая анатомия (хирургическая анатомия) - научно-прикладная дисциплина, раздел анатомии, изучающий послойное строение анатомических областей, взаиморасположение (синтопию) органов, их проекцию на кожу (голотопию), отношение к скелету (скелетотопию), кровоснабжение, иннервацию и лимфоотток в условиях нормы и патологии, с учётом возрастных, половых и конституциональных особенностей организма.
Имеет прикладное значение для хирургии .
Топографическая анатомия изучает строение человеческого организма по условно выделяемым известным частям тела (голова , шея , туловище и конечности), каждая из которых дифференцируется на относительно небольшие анатомические области.
Анатомическая терминология
Все описания в анатомии человека основаны на предположении, что тело находится в позиции анатомической стойки, то есть человек стоит прямо, руки опущены, ладони обращены вперёд.
Направление
Области, расположенные ближе к голове, называются верхними; дальше - нижними. Верхний, superior , и нижний, inferior , соответствуют общеанатомическим понятиям краниальный и каудальный. Передний, anterior , и задний, posterior, соответствуют общеанатомическим понятиям вентральный и дорсальный. Анатомические образования, лежащие ближе к срединной линии - медиальные, medialis , а расположенные дальше - латеральные, lateralis . Образования, расположенные на срединной линии, называют срединными, medianus . Образования, расположенные ближе к середине туловища будут проксимальными по отношению к более удалённым, дистальным.
Плоскости
Если тело человека, находящегося в анатомической стойке, условно поместить в трёхмерную прямоугольную систему координат, плоскость YX оказывается расположенной горизонтально, ось X располагается в переднезаднем направлении, ось Y идёт слева направо или справа налево, а ось Z направляется вверх и вниз, то есть вдоль тела человека.
- Сагиттальная плоскость, XZ, разделяет правую и левую половины тела. Частным случаем сагиттальной плоскости является срединная плоскость, она проходит точно посередине тела, разделяя его на две симметричные половины.
- Фронтальная плоскость, или корональная, YZ, также располагается вертикально, перпендикулярно к сагиттальной, она отделяет переднюю (вентральную) часть тела от задней (дорсальной) части.
- Горизонтальная, аксиальная, или поперечная плоскость, XY, перпендикулярна двум первым и параллельна поверхности земли, она отделяет вышележащие отделы тела от нижележащих.
Движение
Термином сгибание, flexio , обозначают движение одного из костных рычагов вокруг фронтальной оси, при котором угол между сочленяющимися костями уменьшается. Движение в противоположном направлении называется разгибанием, extensio .
Исключением является голеностопный (надтаранный) сустав, в котором разгибание сопровождается движением пальцев вверх, а при сгибании, например, когда человек встаёт на цыпочки, пальцы движутся книзу.
Движениями вокруг сагиттальной оси являются приведение, adductio , и отведение, abductio . Приведение - движение кости по направлению к срединной плоскости тела или (для пальцев) к оси конечности, отведение характеризует движение в противоположном направлении.
Под вращением, rotatio , понимают движение части тела или кости вокруг своей продольной оси. Вращение конечностей обозначают также терминами пронация, pronatio , или вращение кнутри, и супинация, supinatio , или вращение кнаружи. При пронации ладонь свободно висящей верхней конечности поворачивается кзади, а при супинации - кпереди. Если при движении вокруг всех трёх осей конец конечности описывает окружность, такое движение называют круговым, circumductio .
Антероградным называют движение по ходу естественного тока жидкостей и кишечного содержимого, движение же против естественного тока называют ретроградным. Так, движение пищи изо рта в желудок антероградное, а при рвоте - ретроградное.
См. также
Напишите отзыв о статье "Анатомия человека"
Примечания
Ссылки на ресурсы по анатомии человека
Разделы нормальной анатомии человека |
---|
Остеология · Синдесмология · Миология · Спланхнология · Ангиология · Нервная система · Эстезиология · Эндокринная система |
Отрывок, характеризующий Анатомия человека
– И это прямо сейчас? – не унималась я.Девочка опять подтвердила кивком её милой рыжей головки.
– Гарольду наверное очень странно видеть своего сына таким другим?.. Как же ты нашла его опять?
– О, точно так же! Я просто «почувствовала» его «ключик» так, как учила бабушка. – Задумчиво произнесла Стелла. – После того, как Аксель умер, я искала его сущность по всем «этажам» и не могла найти. Тогда поискала среди живых – и он снова был там.
– И ты знаешь, кто он теперь, в этой жизни?
– Пока нет... Но обязательно узнаю. Я пыталась много раз к нему «достучаться», но он почему-то меня не слышит... Он всегда один и почти всё время со своими книгами. С ним только старая женщина, его прислуга и этот кот.
– Ну, а жена Гарольда? Её ты тоже нашла?– спросила я.
– Ой, конечно же! Жену ты знаешь – это моя бабушка!.. – лукаво улыбнулась Стелла.
Я застыла в настоящем шоке. Почему-то такой невероятный факт никак не хотел укладываться в моей ошарашенной голове...
– Бабушка?.. – только и смогла произнести я.
Стелла кивнула, очень довольная произведённым эффектом.
– Как же так? Поэтому она и помогла тебе их найти? Она знала?!.. – тысячи вопросов одновременно бешено крутились в моём взбудораженном мозгу, и мне казалось, что я никак не успею всего меня интересующего спросить. Я хотела знать ВСЁ! И в то же время прекрасно понимала, что «всего» мне никто не собирается говорить...
– Я наверное потому его и выбрала, что чувствовала что-то. – Задумчиво сказала Стелла. – А может это бабушка навела? Но она никогда не признается, – махнула рукой девчушка.
– А ОН?.. Он тоже знает? – только и смогла спросить я.
– Ну, конечно же! – рассмеялась Стелла. – А почему тебя это так удивляет?
– Просто она уже старенькая... Ему это должно быть тяжело, – не зная, как бы поточнее объяснить свои чувства и мысли, сказала я.
– О, нет! – опять засмеялась Стелла. – Он был рад! Очень-очень рад. Бабушка дала ему шанс! Никто бы не смог ему в этом помочь – а она смогла! И он увидел её опять... Ой, это было так здорово!
И тут только наконец-то я поняла, о чём она говорит... Видимо, бабушка Стеллы дала своему бывшему «рыцарю» тот шанс, о котором он так безнадёжно мечтал всю свою длинную, оставшуюся после физической смерти, жизнь. Ведь он так долго и упорно их искал, так безумно хотел найти, чтобы всего лишь один только раз мог сказать: как ужасно жалеет, что когда-то ушёл... что не смог защитить... что не смог показать, как сильно и беззаветно их любил... Ему было до смерти нужно, чтобы они постарались его понять и смогли бы как-то его простить, иначе ни в одном из миров ему незачем было жить...
И вот она, его милая и единственная жена, явилась ему такой, какой он помнил её всегда, и подарила ему чудесный шанс – подарила прощение, а тем же самым, подарила и жизнь...
Тут только я по-настоящему поняла, что имела в виду Стеллина бабушка, когда она говорила мне, как важен подаренный мною «ушедшим» такой шанс... Потому что, наверное, ничего страшнее на свете нет, чем остаться с не прощённой виной нанесённой обиды и боли тем, без кого не имела бы смысла вся наша прошедшая жизнь...
Я вдруг почувствовала себя очень усталой, как будто это интереснейшее, проведённое со Стеллой время отняло у меня последние капельки моих оставшихся сил... Я совершенно забыла, что это «интересное», как и всё интересное раньше, имело свою «цену», и поэтому, опять же, как и раньше, за сегодняшние «хождения», тоже приходилось платить... Просто все эти «просматривания» чужих жизней являлись огромной нагрузкой для моего бедного, ещё не привыкшего к этому, физического тела и, к моему великому сожалению, меня пока что хватало очень ненадолго...
– Ты не волнуйся, я тебя научу, как это делать! – как бы прочитав мои грустные мысли, весело сказала Стелла.
– Делать, что? – не поняла я.
– Ну, чтобы ты могла побыть со мной дольше. – Удивившись моему вопросу, ответила малышка. – Ты живая, поэтому тебе и сложно. А я тебя научу. Хочешь погулять, где живут «другие»? А Гарольд нас здесь подождёт. – Лукаво сморщив маленький носик, спросила девочка.
– Прямо сейчас? – очень неуверенно спросила я.
Она кивнула... и мы неожиданно куда-то «провалились», «просочившись» через мерцающую всеми цветами радуги «звёздную пыль», и оказались уже в другом, совершенно не похожем на предыдущий, «прозрачном» мире...
* * *
Ой, ангелы!!! Смотри, мамочка, Ангелы! – неожиданно пропищал рядом чей-то тоненький голосок.
Я ещё не могла очухаться от необычного «полёта», а Стелла уже мило щебетала что-то маленькой кругленькой девчушке.
– А если вы не ангелы, то почему вы так сверкаете?.. – искренне удивившись, спросила малышка, и тут же опять восторженно запищала: – Ой, ма-а-амочки! Какой же он красивый!..
Тут только мы заметили, что вместе с нами «провалилось» и последнее «произведение» Стеллы – её забавнейший красный «дракончик»...
Светлана в 10 лет
– Это... что-о это? – аж с придыхом спросила малышка. – А можно с ним поиграть?.. Он не обидится?
Мама видимо мысленно её строго одёрнула, потому что девочка вдруг очень расстроилась. На тёплые коричневые глазки навернулись слёзы и было видно, что ещё чуть-чуть – и они польются рекой.
– Только не надо плакать! – быстро попросила Стелла. – Хочешь, я тебе сделаю такого же?
У девочки мгновенно засветилась мордашка. Она схватила мать за руку и счастливо заверещала:
– Ты слышишь, мамочка, я ничего плохого не сделала и они на меня совсем не сердятся! А можно мне иметь такого тоже?.. Я, правда, буду очень хорошей! Я тебе очень-очень обещаю!
Мама смотрела на неё грустными глазами, стараясь решить, как бы правильнее ответить. А девочка неожиданно спросила:
– А вы не видели моего папу, добрые светящиеся девочки? Он с моим братиком куда-то исчез...
Стелла вопросительно на меня посмотрела. И я уже заранее знала, что она сейчас предложит...
– А хотите, мы их поищем? – как я и думала, спросила она.
– Мы уже искали, мы здесь давно. Но их нет. – Очень спокойно ответила женщина.
– А мы по-другому поищем, – улыбнулась Стелла. – Просто подумайте о них, чтобы мы смогли их увидеть, и мы их найдём.
Девочка смешно зажмурилась, видимо, очень стараясь мысленно создать картинку своего папы. Прошло несколько секунд...
– Мамочка, а как же так – я его не помню?.. – удивилась малышка.
Такое я слышала впервые и по удивлению в больших Стеллиных глазах поняла, что для неё это тоже что-то совершенно новенькое...
– Как так – не помнишь? – не поняла мать.
– Ну, вот смотрю, смотрю и не помню... Как же так, я же его очень люблю? Может, и правда его больше нет?..
– Простите, а вы можете его увидеть? – осторожно спросила у матери я.
Женщина уверенно кивнула, но вдруг что-то в её лице изменилось и было видно, что она очень растерялась.
– Нет... Я не могу его вспомнить... Неужели такое возможно? – уже почти испуганно сказала она.
– А вашего сына? Вы можете вспомнить? Или братика? Ты можешь вспомнить своего братика? – обращаясь сразу к обеим, спросила Стелла.
Мама и дочь отрицательно покачали головами.
Обычно такое жизнерадостное, личико Стеллы выглядело очень озабоченным, наверное, никак не могла понять, что же такое здесь происходит. Я буквально чувствовала напряжённую работу её живого и такого необычного мозга.
– Придумала! Я придумала! – вдруг счастливо заверещала Стелла. – Мы «оденем» ваши образы и пойдём «погулять». Если они где-то есть – они нас увидят. Правда же?
Идея мне понравилась, и оставалось только мысленно «переодеться» и пойти на поиски.
– Ой, пожалуйста, а можно я с ним побуду, пока вы не вернётесь? – упорно не забывала своего желания малышка. – А как его зовут?
– Пока ещё никак, – улыбнулась ей Стелла. – а тебя?
– Лия. – Ответила малышка. – А почему всё-таки вы светитесь? Мы один раз видели таких, но все говорили, что это ангелы... А кто же тогда вы?
– Мы такие же девочки как ты, только живём «наверху».
– А верх – это где? – не унималась маленькая Лия.
– К сожалению, ты не можешь туда пойти, – пыталась как-то объяснить, попавшая в затруднение Стелла. – Хочешь, я тебе покажу?
Девчушка от радости запрыгала. Стелла взяла её за ручку и открыла перед ней свой потрясающий фантастический мир, где всё казалось таким ярким и счастливым, что не хотелось в это верить.
Глаза у Лии стали похожими на два огромных круглых блюдца:
– Ой, красота-а кака-ая!....А это что – рай? Ой ма-амочки!.. – восторженно, но очень тихо пищала девчушка, как будто боясь спугнуть это невероятное видение. – А кто же там живёт? Ой, смотрите, какое облако!.. И дождик золотой! А разве такое бывает?..
– А ты когда-нибудь видела красного дракончика? – Лия отрицательно мотнула головой. – Ну, вот видишь, а у меня бывает, потому что это мой мир.
– А ты тогда, что же – Бог??? – Но ведь Бог не может быть девочкой, правда же? А тогда, кто же ты?..
Вопросы сыпались из неё лавиной и Стелла, не успевая на них отвечать, засмеялась.
Не занятая «вопросами-ответами», я стала потихонечку осматриваться вокруг и совершенно поразилась открывающимся мне необыкновенным миром... Это был и в правду самый настоящий «прозрачный» мир. Всё вокруг сверкало и переливалось каким-то голубым, призрачным светом, от которого (как должно было бы) почему-то не становилось холодно, а наоборот – он грел каким-то необыкновенно глубоким, пронизывающим душу теплом. Вокруг меня, время от времени, проплывали прозрачные человеческие фигуры, то уплотняясь, то становясь прозрачными, как светящийся туман... Этот мир был очень красивым, но каким-то непостоянным. Казалось, он всё время менялся, точно не зная, каким бы остаться навсегда...
– Ну что, ты готова «погулять»? – вырвал меня из моих мечтаний бодрый Стеллин голосок.
– А куда пойдём? – очнувшись, спросила я.
– Пойдём искать пропавших! – весело улыбнулась малышка.
– Милые девочки, а вы всё же разрешите мне постеречь вашего дракончика, пока вы будете гулять? – ни за что не желая его забыть, потупив свои круглые глазки, попросила маленькая Лия.
– Ну ладно, стереги. – Милостиво разрешила Стелла. – Только никому не давай, а то он ещё малыш и может испугаться.
– Ой, ну что-о вы, как можно!.. Я его буду очень любить, пока вы вернётесь...
Девчушка готова была просто из кожи лесть вон, только бы получить своего невероятного «чудо-дракона», а это «чудо» дулось и пыхтело, видимо стараясь изо всех сил понравиться, как будто чувствовало, что речь идёт именно о нём...
– А вы когда ещё придёте? Вы очень скоро придёте, милые девочки? – в тайне мечтая, что мы придём очень нескоро, спросила малышка.
Нас со Стеллой отделила от них мерцающая прозрачная стена...
– С чего начнём? – серьёзно спросила озабоченная не на шутку девчушка. – Такого я никогда не встречала, но я ведь здесь ещё не так давно... Теперь мы должны что-то делать, правда же?.. Мы ведь обещали!
– Ну, давай попробуем «надеть» их образы, как ты и предлагала? – долго не думая, сказала я.
Стелла что-то тихонько «поколдовала», и через секунду стала похожа на кругленькую Лию, ну а мне, естественно, досталась Мама, что меня очень рассмешило... А надевали мы на себя, как я понимала, просто энергетические образы, с помощью которых мы надеялись найти нужных нам, пропавших людей.
– Вот это есть положительная сторона использования чужих образов. А существует ещё и отрицательная – когда кто-то использует это в плохих целях, как та сущность, которая надела на себя бабушкин «ключ», чтобы могла меня бить. Это мне всё Бабушка объясняла...
Забавно было слышать, как эта малюсенькая девчушка профессорским голоском излагала такие серьёзные истины... Но она и впрямь относилась ко всему очень серьёзно, несмотря на её солнечный, счастливый характер.
– Ну что – пошли, «девочка Лия»? – уже с большим нетерпением спросила я.
Мне очень хотелось посмотреть эти, другие, «этажи» пока ещё хватало на это сил. Я уже успела заметить, какая большая разница была между этим, в котором мы находились сейчас, и «верхним», Стеллиным «этажом». Поэтому, было очень интересно побыстрее «окунуться» в очередной незнакомый мир и узнать о нём, по-возможности, как можно больше, потому что я совсем не была уверена, вернусь ли сюда когда-то ещё.
– А почему этот «этаж» намного плотнее чем предыдущий, и более заполнен сущностями? – спросила я.
– Не знаю... – пожала своими хрупкими плечиками Стелла. – Может потому, что здесь живут просто лишь хорошие люди, которые никому не делали зла, пока жили в своей последней жизни. Поэтому их здесь и больше. А наверху живут сущности, которые «особенные» и очень сильные... – тут она засмеялась. – Но я не говорю про себя, если ты это подумала! Хотя бабушка говорит, что моя сущность очень старая, больше миллиона лет... Это ужас, как много, правда? Как знать, что было миллион лет тому назад на Земле?.. – задумчиво произнесла девочка.
– А может быть ты была тогда совсем не на Земле?
– А где?!.. – ошарашено спросила Стелла.
– Ну, не знаю. Разве ты не можешь посмотреть?– удивилась я.
Мне тогда казалось, что уж с её-то способностями возможно ВСЁ!.. Но, к моему большому удивлению, Стелла отрицательно покачала головкой.
– Я ещё очень мало умею, только то, что бабушка научила. – Как бы сожалея, ответила она.
– А хочешь, я покажу тебе своих друзей? – вдруг спросила я.
И не дав ей подумать, развернула в памяти наши встречи, когда мои чудесные «звёздные друзья» приходили ко мне так часто, и когда мне казалось, что ничего более интересного уже никак не может быть...
– О-ой, это же красота кака-ая!... – с восторгом выдохнула Стелла. И вдруг, увидев те же самые странные знаки, которые они мне показывали множество раз, воскликнула: – Смотри, это ведь они учили тебя!.. О-о, как это интересно!
Я стояла в совершенно замороженном состоянии и не могла произнести ни слова... Учили???... Неужели все эти года я имела в своём же мозгу какую-то важную информацию, и вместо того, чтобы как-то её понять, я, как слепой котёнок, барахталась в своих мелких попытках и догадках, пытаясь найти в них какую-то истину?!... А это всё уже давным-давно у меня было «готовеньким»?..
Даже не зная, чему это меня там учили, я просто «бурлила» от возмущения на саму себя за такую оплошность. Подумать только, у меня прямо перед носом раскрыли какие-то «тайны», а я ничего и не поняла!.. Наверное, точно не тому открыли!!!
– Ой, не надо так убиваться! – засмеялась Стелла. – Покажешь бабушке и она тебе объяснит.
– А можно тебя спросить – кто же всё-таки твоя бабушка? – стесняясь, что вхожу в «частную территорию», спросила я.
Стелла задумалась, смешно сморщив свои носик (у неё была эта забавная привычка, когда она о чём-то серьёзно думала), и не очень уверенно произнесла:
– Не знаю я... Иногда мне кажется, что она знает всё, и что она очень, очень старая... У нас было много фотографий дома, и она там везде одинаковая – такая же, как сейчас. Я никогда не видела, какой она была молодой. Странно, правда?
– И ты никогда не спрашивала?..
– Нет, я думаю, она мне сказала бы, если бы это было нужно... Ой, посмотри-ка! Ох, как красиво!.. – вдруг неожиданно в восторге запищала малышка, показывая пальчиком на странные, сверкающие золотом морские волны. Это конечно же было не море, но волны и в правду были очень похожи на морские – они тяжело катились, обгоняя друг друга, как бы играясь, только на месте слома, вместо снежно-белой морской пены, здесь всё сплошь сверкало и переливалось червонным золотом, распыляя тысячами прозрачные золотистые брызги... Это было очень красиво. И мы, естественно, захотели увидеть всю эту красоту поближе...
Когда мы подошли достаточно близко, я вдруг услышала тысячи голосов, которые звучали одновременно, как бы исполняя какую-то странную, не похожую ни на что, волшебную мелодию. Это была не песня, и даже не привычная нам музыка... Это было что-то совершенно немыслимое и неописуемое... но звучало оно потрясающе.
– Ой, это же мыслящее море! О, это тебе точно понравится! – весело верещала Стелла.
– Оно мне уже нравится, только не опасно ли это?
– Нет, нет, не беспокойся! Это просто для успокоения «потерянных» душ, которым всё ещё грустно после прихода сюда... Я слушала его здесь часами... Оно живое, и для каждой души «поёт» другое. Хочешь послушать?
И я только сейчас заметила, что в этих золотых, сверкающих волнах плещутся множество сущностей... Некоторые из них просто лежали на поверхности, плавно покачиваясь на волнах, другие ныряли в «золото» с головой, и подолгу не показывались, видимо, полностью погружаясь в мысленный «концерт» и совершенно не спеша оттуда возвращаться...
– Ну, что – послушаем? – нетерпеливо подталкивала меня малышка.
Мы подошли вплотную... И я почувствовала чудесно-мягкое прикосновение сверкающей волны... Это было нечто невероятно нежное, удивительно ласковое и успокаивающее, и в то же время, проникающее в самую «глубинку» моей удивлённой и чуть настороженной души... По моей стопе пробежала, вибрируя миллионами разных оттенков, тихая «музыка» и, поднимаясь вверх, начала окутывать меня с головой чем-то сказочно красивым, чем-то, не поддающимся никаким словам... Я чувствовала, что лечу, хотя никакого полёта наяву не было. Это было прекрасно!.. Каждая клеточка растворялась и таяла в набегающей новой волне, а сверкающее золото вымывало меня насквозь, унося всё плохое и грустное и оставляя в душе только чистый, первозданный свет...
Я даже не почувствовала, как вошла и окунулась в это сверкающее чудо почти с головой. Было просто невероятно хорошо и не хотелось никогда оттуда выходить...
– Ну, всё, хватит уже! Нас задание ждёт! – ворвался в сияющую красоту напористый Стеллин голосок. – Тебе понравилось?
– О, ещё как! – выдохнула я. – Так не хотелось выходить!..
– Вот, вот! Так и «купаются» некоторые до следующего воплощения... А потом уже больше сюда не возвращаются...
– А куда же они идут? – удивилась я.
– Ниже... Бабушка говорит, что здесь место тоже надо себе заслужить... И кто всего лишь ждёт и отдыхает, тот «отрабатывает» в следующем воплощении. Думаю, это правда...
– А что там – ниже? – заинтересованно спросила я.
– Там уже не так приятно, поверь мне. – Лукаво улыбнулась Стелла.
– А это море, оно только одно или таких здесь много?
– Ты увидишь... Оно всё разное – где море, где просто «вид», а где просто энергетическое поле, полное разных цветов, ручейков и растений, и всё это тоже «лечит» души и успокаивает... только не так-то просто этим пользоваться – надо сперва заслужить.
– А кто не заслужит? Разве они живут не здесь?– не поняла я.
– Живут-то живут, но уже не так красиво... – покачала головой малышка. – Здесь так же, как на Земле – ничто не даётся даром, только вот ценности здесь совсем другие. А кто не хочет – тому и достаётся всё намного более простое. Всю эту красоту нельзя купить, её можно только заслужить...
Анато́мия челове́ка (от др.-греч. ἀνατομή - рассечение < др.-греч. ἀνά сверху и др.-греч. τομή, tomé - разрезание ) - раздел биологии , изучающий морфологию человеческого организма , его систем и органов. Предметом изучения анатомии человека являются форма и строение, происхождение и развитие человеческого организма. Анатомия человека - одна из фундаментальных дисциплин в системе медицинского и биологического образования, тесно связанная с такими отделившимися от неё дисциплинами, как антропология и физиология человека , а также сравнительной анатомией , эволюционным учением и генетикой . Выделение анатомии человека из сферы анатомии живых организмов обусловлено не только наличием у человека характерных анатомических признаков, но и формированием у человека мышления, сознания и членораздельной речи.
Анатомия «нормального» (здорового) тела человека традиционно рассматривается по системам органов - нормальная (систематическая) анатомия человека . Помимо этого, на базе анатомии человека, с учётом накопленного хирургического опыта, была создана такая дисциплина, как топографическая анатомия , позволяющая оперирующим хирургам изучать строение тела по областям, рассматривая взаимоотношения органов друг с другом, со скелетом и др. Развивается функциональная анатомия, рассматривающая строение человека с точки зрения его функций (например, строение кровеносных сосудов с позиций гемодинамики , механизм перестройки кости с учётом функций воздействующих на неё мышц и т. д.).
Достижения медицины способствовали выделению отдельной дисциплины, изучающей морфологические изменения систем и органов человека при заболеваниях - патологической анатомии .
С развитием рентгенологии была создана принципиально новая анатомическая дисциплина - рентгеноанатомия , предметом изучения которой является структура рентгенологического изображения внутренних органов. Внешнюю форму тела человека и его пропорции изучает пластическая анатомия .
Историческое развитие анатомии человека как науки
Знания об анатомии в Древнем мире
Первые упоминания о строении человеческого тела встречаются в Древнем Египте . В XXVII веке до н. э. египетский врач Имхотеп описал некоторые органы и их функции, в частности головной мозг , деятельность сердца , распространение крови по сосудам . В древнекитайской книге «Нейцзин » (XI-VII века до н. э.) упоминаются сердце , печень , лёгкие и другие органы тела человека. В индийской книге «Аюрведа » («Знание жизни», IX-III века до н. э.) содержится большой объём анатомических данных о мышцах , нервах , типах телосложения и темперамента , головном и спинном мозге .
Большое влияние на развитие анатомии человека оказали учёные Древней Греции . Первым греческим анатомом считают врача и философа Алкмеона Кротонского , владевшего прекрасной техникой препарирования . Выдающимися представителями греческой медицины и анатомии были Гиппократ , Аристотель , Герофил . Гиппократ (460-377 годы до н. э.) учил, что основу строения организма составляют четыре «сока»: кровь (sanguis ), слизь (phlegma ), желчь (chole ) и чёрная желчь (melaina chole ). От преобладания одного из этих соков зависят и виды темперамента человека: сангвиник , флегматик , холерик и меланхолик . Названные виды темперамента определяли, по Гиппократу, одновременно и разные типы конституции человека , которые могут изменяться соответственно содержанию тех же «соков» тела. Исходя из такого представления об организме, Гиппократ смотрел и на болезни, как на результат неправильного смешения жидкостей, вследствие чего ввёл в практику лечения различные «гонящие жидкость» средства. Так возникла «гуморальная» теория строения организма. Гиппократ большое значение придавал изучению анатомии, считая её первоосновой медицины. По Платону (427-347 годы до н. э.), организм человека управлялся тремя видами «пневмы », помещающимися в трёх главнейших органах тела - мозге , сердце и печени . Ученик Платона Аристотель (384-323 годы до н. э.) сделал первую попытку сравнения тела животных и изучения зародыша и явился зачинателем сравнительной анатомии и эмбриологии .
Не меньший вклад внесли в изучение анатомии человека древнеримские учёные. Их заслугой следует считать создание латинской анатомической терминологии . Наиболее яркими представителями римской медицины были Цельс и Гален . Гален считал, что человеческое тело состоит из плотных и жидких частей и исследовал организм путём наблюдения за больными и вскрытия трупов. Он одним из первых применил вивисекцию и явился основоположником экспериментальной медицины . Его основные труды по анатомии: «Анатомические исследования», «О назначении частей человеческого тела». Цельс в своих трудах по медицине собрал самые достоверные (на то время) знания по гигиене , диете , терапии , хирургии и патологии . Заложил основу медицинской терминологии. Ввёл в хирургию лигатуру для перевязки кровеносных сосудов .
Средние века и эпоха Возрождения
Основоположниками научной анатомии являются Леонардо да Винчи , Андреас Везалий и Уильям Гарвей .
Леонардо да Винчи (1452-1519), заинтересовавшись анатомией как художник, в дальнейшем увлёкся ею как наукой, одним из первых стал вскрывать трупы людей для исследования строения человеческого тела. Леонардо да Винчи первым правильно изобразил различные органы человеческого тела, внёс крупный вклад в развитие анатомии человека и животных, а также явился основоположником пластической анатомии.
Андреас Везалий (1514-1564) использовал объективный метод наблюдения при описании строения человеческого тела. Вскрывая трупы, Везалий впервые систематически изучил строение тела человека. При этом он разоблачил и устранил многочисленные ошибки Галена (более 200). Так начался аналитический период в анатомии, в течение которого было сделано множество открытий описательного характера. Везалий уделил основное внимание открытию и описанию новых анатомических фактов, которые изложил в обширном и богато иллюстрированном труде «De humani corporis fabrica » («О строении человеческого тела») (1543). Опубликование книги Везалия вызвало, с одной стороны, переворот в анатомических представлениях того времени, а с другой - сопротивление анатомов, старавшихся сохранить авторитет Галена.
Английский врач, анатом и физиолог Уильям Гарвей (1578-1657), как и его предшественник Везалий, изучал организм, пользуясь наблюдениями и опытом. При изучении анатомии, Гарвей не ограничивался простым описанием структуры, а подходил с исторической (сравнительная анатомия и эмбриология) и функциональной (физиология) точек зрения. Он высказал догадку о том, что животное в своём онтогенезе повторяет филогенез , и таким образом предвосхитил биогенетический закон , доказанный Ковалевским и сформулированный позднее Геккелем и Мюллером в XIX столетии. Гарвей утверждал, что всякое животное происходит из яйца . Это положение даёт право считать Гарвея основоположником эмбриологии. Гарвей доказал цикличность кровообращения и тем самым отверг учение Галена о «пневме» и приливах и отливах крови. Результаты своих исследований Гарвей изложил в знаменитом трактате «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» (1628), где утверждал, что кровь движется по замкнутому кругу сосудов, проходя из артерий в вены через мельчайшие трубочки.
Новое время
На протяжении XVII-XVIII веках появляются не только новые открытия в области анатомии, но и начинает выделяться ряд новых дисциплин: гистология , эмбриология , сравнительная и топографическая анатомия , антропология .
После открытия Гарвея ещё оставалось неясным, как кровь переходит из артерий в вены, но Гарвей предсказал существование между ними невидимых глазом анастомозов , что и было подтверждено позднее Марчелло Мальпиги (1628-1694), когда был изобретён микроскоп . Мальпиги сделал много открытий в области микроскопического строения кожи , селезёнки , почки и ряда других органов. Мальпиги открыл предсказанные Гарвеем капилляры , но он полагал, что кровь из артериальных капилляров попадает сначала в «промежуточные пространства» и лишь затем в капилляры венозные. Только Шумлянский (1748-1795), изучивший строение почек, доказал отсутствие «промежуточных пространств» и наличие прямой связи между артериальными и венозными капиллярами. Таким образом, Шумлянский впервые доказал, что кровеносная система замкнута.
Нормальная анатомия человека
Нормальная (систематическая) анатомия человека - раздел анатомии человека, изучающий строение «нормального», то есть здорового человека по системам органов , органам и тканям . Орган - часть тела определённой формы и конструкции, имеющая определённую локализацию в организме и выполняющая определённую функцию (функции). Каждый орган образован определёнными тканями, имеющими характерный клеточный состав. Органы, которые объединены анатомически и функционально, имеющие единое происхождение и общий план строения, составляют систему органов .
Разделами нормальной (систематической) анатомии человека являются: остеология - учение о костях , синдесмология - учение о соединениях частей скелета, миология - учение о мышцах , спланхнология - учение о внутренних органах пищеварительной , дыхательной и мочеполовой систем , ангиология - учение о кровеносной и лимфатической системах, анатомия нервной системы (неврология) - учение о центральной и периферической нервной системах , эстезиология - учение об органах чувств.
Патологическая анатомия человека
Патологическая анатомия - научно-прикладная дисциплина, изучающая патологические процессы и болезни с помощью научного, главным образом микроскопического, исследования изменений, возникающих в клетках и тканях организма, органах и системах органов. Основателем современной патологической анатомии считается Рудольф Вирхов - немецкий исследователь, создавший учение о целлюлярной (клеточной) патологии. Помимо сущности микроскопических изменений в тканях, современная патологическая анатомия включает в себя изучение причин (этиологию), механизмов развития (патогенез), а также осложнений и исходов заболеваний. Она занимается также исследованием причин и механизмов смерти (танатогенез) при разных болезнях, изменчивостью заболеваний (патоморфоз) и патологией, вызываемой лечением (ятрогенная патология , хирургии
Направление
Области, расположенные ближе к голове, называются верхними; дальше - нижними. Верхний, superior , и нижний, inferior , соответствуют общеанатомическим понятиям краниальный и каудальный. Передний, anterior , и задний, posterior, соответствуют общеанатомическим понятиям вентральный и дорсальный. Анатомические образования, лежащие ближе к срединной линии - медиальные, medialis , а расположенные дальше - латеральные, lateralis . Образования, расположенные на срединной линии, называют срединными, medianus . Образования, расположенные ближе к середине туловища будут проксимальными по отношению к более удалённым, дистальным.
- Сагиттальная плоскость , XZ, разделяет правую и левую половины тела. Частным случаем сагиттальной плоскости является срединная плоскость, она проходит точно посередине тела, разделяя его на две симметричные половины.
- Фронтальная плоскость, или корональная, YZ, также располагается вертикально, перпендикулярно к сагиттальной, она отделяет переднюю (вентральную) часть тела от задней (дорсальной) части.
- Горизонтальная, аксиальная, или поперечная плоскость, XY, перпендикулярна двум первым и параллельна поверхности земли, она отделяет вышележащие отделы тела от нижележащих.
Движение
Термином сгибание, flexio , обозначают движение одного из костных рычагов вокруг фронтальной оси, при котором угол между сочленяющимися костями уменьшается. Движение в противоположном направлении называется разгибанием, extensio .
Исключением является голеностопный (надтаранный) сустав, в котором разгибание сопровождается движением пальцев вверх, а при сгибании, например, когда человек встаёт на цыпочки, пальцы движутся книзу.
Движениями вокруг сагиттальной оси являются приведение, adductio , и отведение, abductio . Приведение - движение кости по направлению к срединной плоскости тела или (для пальцев) к оси конечности, отведение характеризует движение в противоположном направлении.
Под вращением, rotatio , понимают движение части тела или кости вокруг своей продольной оси. Вращение конечностей обозначают также терминами пронация, pronatio , или вращение кнутри, и супинация, supinatio , или вращение кнаружи. При пронации ладонь свободно висящей верхней конечности поворачивается кзади, а при супинации - кпереди. Если при движении вокруг всех трёх осей конец конечности описывает окружность, такое движение называют круговым, circumductio .
Антероградным называют движение по ходу естественного тока жидкостей и кишечного содержимого, движение же против естественного тока называют ретроградным. Так, движение пищи изо рта в желудок антероградное, а при рвоте - ретроградное.
См. также
- Биология человека Ссылки на ресурсы по анатомии человека