Источник задания: Решение 2442. ЕГЭ 2018. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов.
Задание 7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ A) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом B) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Дышавший полдень зноем сменился вечерней прохладой. 2) Преследуя зверя, охотники вышли к реке. 3) В Большом театре мы слушали оперу П. И. Чайковского «Пиковую даму». 4) По прилёту пассажира в аэропорт работники пограничного контроля ставят в паспорт штамп о пересечении границы. 5) Город Сочи стали столицей проведения XXII зимних Олимпийских игр. 6) Согласно уговору спустя некоторое время мы встретились в библиотеке. 7) Сооружённые на Москве-реке мосты были плавучими. 8) Заметив признаки надвигающейся бури паруса корабля были убраны. 9) Созданием «Цеха поэтов» в 1911 году заявило о себе новое литературное течение - акмеизм. |
Решение.
Рассмотрим каждое из данных предложений и определим, допущены ли в них грамматические ошибки.
1) Дышавший полдень зноем сменился вечерней прохладой. – Простое предложение, осложнено причастным оборотом, нарушен порядок слов. Верно: Дышавший зноем полдень … или Полдень, дышавший зноем , … (Ошибка Д)
2) Преследуя зверя, охотники вышли к реке. – Простое предложение, осложнено деепричастным оборотом, ошибки нет.
3) В Большом театре мы слушали оперу П. И. Чайковского «Пиковую даму». – Есть несогласованное приложение (название в кавычках), стоящее при родовом слове (опера). При родовом слове название в кавычках не склоняется. Верно: слушали оперу П. И. Чайковского «Пиковая дама» или слушали «Пиковую даму» П. И. Чайковского . (Ошибка А)
4) По прилёту пассажира в аэропорт работники пограничного контроля ставят в паспорт штамп о пересечении границы. – Простое предложение, допущена ошибка в падежном управлении: предлог ПО определяет падеж существительного. Верно: По прилёте пассажира … (Ошибка Б)
5) Город Сочи стали столицей проведения XXII зимних Олимпийских игр. – Простое предложение, допущена ошибка в согласовании подлежащего и сказуемого. Верно: Город Сочи стал столицей или Сочи стали столицей… (Ошибка Г)
6) Согласно уговору спустя некоторое время мы встретились в библиотеке. Простое предложение, грамматических ошибок нет.
7) Сооружённые на Москве-реке мосты были плавучими. Простое предложение, осложнено причастным оборотом, грамматических ошибок нет.
8) Заметив признаки надвигающейся бури паруса корабля были убраны . – Простое предложение, осложнено деепричастным оборотом, есть ошибка. Верно: Заметив признаки надвигающейся бури, моряки убрали паруса корабля. (Ошибка В)
9) Созданием «Цеха поэтов» в 1911 году заявило о себе новое литературное течение - акмеизм. – Простое предложение, осложнено приложением, грамматических ошибок нет.
Проверка. Обязательно разберите каждое предложение из предложенных вариантов, чтобы не допустить ошибку. Цифры в ответе не повторяются.
В ответ выписываем цифры, соответствующие буквам, чётко соблюдая их порядок, без пробелов и запятых.
ЕГЭ по русскому языку - один из двух обязательных экзаменов, чтобы получить аттестат нужна подготовка задолго до экзамена.
Изменения в КИМ ЕГЭ 2019 г. по русскому языку:
- Увеличено количество заданий в экзаменационной работе с 26 до 27 за счёт введения нового задания (21), проверяющего умение проводить пунктуационный анализ текста.
- Изменён формат заданий 2, 9–12.
- Расширен диапазон проверяемых орфографических и пунктуационных умений.
- Уточнён уровень сложности отдельных заданий.
- Уточнена формулировка задания 27 с развёрнутым ответом. Уточнены критерии оценивания задания 27.
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
- Тренировочные задания необходимы для практики. Решай каждый день задания с ответами в режиме онлайн. Для этого собрано свыше 10 упражнений на каждую тему. поможет в изучении того, что достаточно для решения. Дан алгоритм выполнения задания - что нужно знать. Представлен видео урок с подробным разбором.
- Сочинения. До апреля нужно написать по одному сочинению на каждую возможную тему (любовь, война, равнодушие, верность, отзывчивость, нравственные и философские понятия и так далее). Хотя бы по одному в неделю подбирать аргументы и составлять собственный банк аргументов.
Благодаря тренировкам ты сможешь:
- Восстановить в памяти материал, изученный в рамках школьной программы;
- Выявить и устранить пробелы в знаниях;
- Определить , какая задача для тебя простая, а какая – сложная, и уделить ему максимум внимания;
- Довести до автоматизма решение некоторых частей задания или целой задачи;
На что надо обратить внимание:
- На все задания отводится 3,5 часа (210 минут).
- На экзамен разрешено взять с собой только ручку.
- Заданий в этом году стало больше: вместо 26 стало 27.
- И структура заданий распределилась на 2 части:
Часть 1 содержит 26 заданий с кратким ответом в виде цифры или слова (нескольких слов), записанных без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Основные темы заданий для тренировок:
- Речь. Текст
- Лексика и фразеология
- Речь. Нормы орфографии
- Речь. Нормы пунктуации
- Речь. Языковые нормы
- Речь. Выразительность русской речи
- Развитие речи. Сочинение
Часть 2 содержит одно задание – сочинение (объемом 200 слов) с развёрнутым ответом, проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.
Баллы за задания ЕГЭ по русскому языку
- 1 балл – за 1-7, 9-15, 17-25 задания
- 2 балла – 16.
- 4 балла – 26.
- 5 баллов – 8.
В итоге можно получить максимум 58 первичных баллов . Для получения аттестата нужно набрать 24 балла, а для поступления в вуз – 36.
Теория задания 7
ЗАДАНИЕ: Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. В 1ом столбце под буквами А) Б) В) Г) Д) даются примеры, во 2ом столбце под цифрами 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) даются обоснования грамматических ошибок.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Как должен выглядеть ответ:
- В задании с буквой ищем производные предлоги (обычно предложение начинается с них) и проверяем падеж существительного, стоящего после предлога. Все следующие предлоги сочетаются только с Дательным падежом существительного:
- Согласно (кому? чему?)
- Благодаря (кому? чему?)
- Вопреки (кому? чему?)
- Подобно (кому? чему?)
- Наперекор (кому? чему?)
- Также в предложении могут быть предлоги, сочетающиеся с существительным в Родительном падеже:
- в меру (чего?)
- в течение (чего?)
- в продолжение (чего?)
- в силу (чего?)
- в заключение (чего?)
- в виде (чего?)
- по причине (чего?)
- наподобие (чего?)
- Например: Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.
- Ищем в заданиях с буквой конструкцию «все, кто…», «те, кто…», «тот, кто…» и т.д., необходимо проверить согласование подлежащего и сказуемого (ед./мн. число) в главном и в придаточном предложениях.
мн.ч ед.ч ед.ч. мн.ч.
- Например: Все , кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнит бродягу Варлаама.
ИЛИ
Все, кто читали пушкинского «Бориса Годунова», помнят бродягу Варлаама.
- В задании с буквой должны быть кавычки
- Например: Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д.С. Лихачёв в книге « Письмах о добром и прекрасном » .
- Объяснение: приложение – это определение, выраженное существительным.
- Объяснение:
- Если перед кавычками стоит родовое название (книга, газета, журнал, картина и т.д.), название в кавычках должно стоять в Им.п. Например, роман «Евгений Онегин»; картина «Осень»; песня «Дубинушка».
- Если перед кавычками нет родового названия, название в кавычках склоняется. Например, в «Евгении Онегине»; в «Осени» Левитана; в «Дубинушке».
- Если в предложении есть однородные члены предложения, соединенные союзом «и», после которых идет общее зависимое слово (слова), необходимо проверить, согласуется ли первый однородный член предложения с эти общим зависимым словом.
Например, в предложении «мы надеялись и верили в победу » первый однородный член предложения «надеялись» не согласуется с «в победу», поэтому в данном предложении есть грамматическая ошибка.
Например, «я люблю рисовать и живопись »
- Если в предложении однородные члены связаны двойными союзами «не только – но и», «как – так и», «если не – то», необходимо проверить, стоят ли однородные члены предложения непосредственно после этих союзов. Например, в предложении «Мы ждали не только Машу, но и Ваню» союзы стоят правильно. Если мы поменяем место одного из них: «Мы не только ждали Машу, но и Ваню», в предложении появится грамматическая ошибка.
- в качестве однородных членов предложения не могут быть использованы слова разных частей речи
Например, «я люблю рисовать и живопись »
- Недопустимо нарушать однородность синтаксических элементов предложения. Не могут выступать в качестве однородных синтаксических элементов причастный оборот и придаточная часть сложноподчиненного предложения.
- Например, в предложении «Иван, учившийся в 9 классе и который принял участие в конкурсе, …» допущена ошибка.
- Задание с буквой начинается с деепричастного оборота
- Например: Получив начальное домашнее образование в Москве, Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус.
- Деепричастия отвечают на вопросы: что делая? что сделав?
- Объяснение: деепричастие выражает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. Лицо, совершающее оба действия, должно быть одно и то же. В предложении действие «зачислили» совершают «они, какие-то люди» (неопределенно-личное предложение), а действие «получив» совершает Радищев.
- Объяснение: деепричастный оборот чаще всего нельзя использовать вместе с безличными предложениями, кроме тех случаев, когда действие выражено словами «можно, нельзя»
- Ищем в заданиях с буквой причастный оборот
- Причастие отвечает на вопросы: что делающий? что сделавший? что сделанный?
- Примеры причастий: работающий, сомневающегося, приехавшему, написанного и т.д.
- Например: Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.
- Объяснение: Если в предложении есть причастие, его форма (окончание) должна быть согласована с определяемым существительным. Для этого задаем от определяемого слова вопрос к причастию. Например, «было много ребят, (каких?) приехавшИХ в лес». Окончание причастия должно совпадать с окончанием вопроса к нему.
- Нельзя смешивать прямую и косвенную речь. Недопустимо использовать в придаточной части предложения в косвенной речи местоимения «Я, МЫ, ТЫ, ВЫ».
- Например, «Дима признался, что я сегодня не готов к уроку».
- Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении
Вид ошибки | Пример |
||
Подлежащее занимает место, не соответствующее закреплённому общепринятому порядку. | О проблемах гуманизма и милосердия в своей статье рассуждает автор. |
||
Дополнение находится в отрыве от слова, которое им управляет. | Мы не можем согласиться в его отношении к проблеме с автором. |
||
Определение находится в отрыве от определяемого слова. | Величественное и красивое его поразило здание театра, расположенного справа. |
||
Обстоятельство занимает место, не соответствующее общепринятому порядку. | В Ленинград он возвратился позже, после войны, из госпиталя. |
||
Ошибочное местоположение предлога. | Через часа два спор закончился (часа через два)
Смешение предлогов | Когда он приехал
с
деревни в город, то многому удивился. |
|
Отсутствие предлога. | Нельзя не приклоняться его героизмом . |
||
Наличие ненужного предлога. |
КЛАССИФИКАЦИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК:
- неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
- неправильное употребление падежной формы существительного
- нарушение связи между подлежащим и сказуемым
- нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
- ошибка в построении предложения с однородными членами
- нарушение однородности понятий
- нарушение однородности синтаксических элементов
- неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
- нарушение в построении предложения с причастным оборотом
- неправильное построение предложения с косвенной речью
- нарушение порядка слов в простом предложении
Задание №7 на ЕГЭ по русскому языку сформулировано следующим образом:
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
Типы грамматических ошибок
1.Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
- Запомните, что предлоги БЛАГОДАРЯ,СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ употребляются только с дательным падежом:
благодаря (кому) другу
вопреки (чему) ожиданию
согласно (чему?) расписанию
- Предлог «ПО» управляет предложным падежом:
по приездЕ в Казань
по истечениИ срока
по прибытиИ домой
- Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
- Большинство возражали против подобных изменений в плане работы верно: большинство возражало).
Запомните правила:
1. согласование сказуемого со словами: РЯД,БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИНСТВО,МНОЖЕСТВО, НЕСКОЛЬКО, ЧАСТЬ.
А).Сказуемое ставится в единственном числе, если при данных словах нет зависимых слов(меньшинство поддержало оратора).
Б).Единственное число и при неодушевлённых подлежащих(ряд школ ввёл в свои программы элективные курсы по праву).
В). Множественное число в остальных случаях:
- Ряд педагогов выступили за дополнительные часы по русскому языку (одушевлённое существительное).
- Часть вырученных средств пойдут на лечение больных детей (если и подлежащем есть причастие или придаточное со словом КОТОРЫЙ).
- Несколько писателей и поэтов присутствовали на вечере (если несколько подлежащих или сказуемых).
- Множество предложений по поводу изменения структуры выступления было предложено коллегами (если между подлежащим и сказуемым есть другие члены предложения).
Подлежащее и сказуемое всегда стоят в единственном числе в следующих случаях:
- Если подлежащее имеет только единственное число, например: молодёжь, крестьянство, народ, студенчество.
- Если подлежащее имеет в своём составе слова МНОГО, МАЛО, НЕМНОГО.
Например: Много лет прошло со дня окончания школы.
- Если перед подлежащим есть частицы ТОЛЬКО, ЛИШЬ.
Например: Лишь небольшая часть читателей предпочитает классику.
- Если подлежащим является местоимение КТО и слова, образованные от него
(никто, кое-кто и д.т.)
Например: Кто встал на путь добра, не может не быть счастливым.
- Если в качестве подлежащего выступают составные числительные, последнее слово в котором - ОДИН + существительное.
Например: Двадцать один человек пришёл на собрание.
3.Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Приложение – это определение, выраженное именем существительным. Если приложение - название чего-либо, берущееся в кавычки, то такое приложение является несогласованным. Как же верно его употреблять?
- Если перед приложением есть нарицательное существительное, то приложение употребляется в именительном падеже:
Я читаю книгу Л.Н.Толстого « Война и мир» (Им.п.)
Моя мама работает на фабрике « Заря».
- Если же нет такого нарицательного существительного, то приложение употребляется в том падеже, который необходим по контексту:
Я восхищаюсь « Войной и миром» (Тв.п.)
Она работает на « Заре» (П.п.)
Какая же бывает ошибка в задании № 7?
Пример:
Она работает на фабрике « Заре» (верно: на фабрике « Заря»).
Я читаю книгу Л.Н.Толстого «Войну и мир»(верно: книгу « Война и мир»).
4.Ошибка в построении предложения с однородными членами
- Нельзя употреблять в качестве однородных членов полное и краткое прилагательное:
Она была красивая и счастлива (красива и счастлива ЛИБО красивая и счастливая)
- Нельзя смешивать родо-видовые понятия в ряду однородных членов:
В корзине лежали фрукты, яблоки, груши (верно: в корзине лежали фрукты: яблоки, груши).
- Недопустимо употребление в качестве однородных членов слов, логически
несовместимых:
Отъезжающие шли с сумками и радостными лицами.
- Необходимо правильно употреблять двойные союзы: не заменять отдельные слова в них другими словами, употреблять только непосредственно перед однородными членом:
Настроение было НЕ ТОЛЬКЕО главным для создателя, НО И для читателей
(верно: настроение было главным НЕ ТОЛЬКО для создателя, НО И для читателей).
Он вёл себя НЕ ТОЛЬКО вызывающе, А И просто ужасно (верно: он вёл себя НЕ ТОЛЬКО вызывающе, НО И просто ужасно).
- Нельзя употреблять один предлог для однородных членов, если какой-то из них имеет другой предлог:
Народ был повсюду: НА улицах, площадях, скверах (верно: народ был повсюду: НА улицах, площадях, В скверах).
- Однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово:
На конференции речь шла о многих писателях: Тургенев, Толстой, Чехов
(верно: на конференции речь шла о многих писателях: Тургеневе, Толстом, Чехове)
- Неверно, если однородные члены- существительное и инфинитив:
Я люблю чтение, музыку и заниматься спортом (верно: я люблю чтение, музыку и занятия спортом).
5.Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Сначала вспомним, что деепричастие обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом- сказуемым.
Правильное употребление деепричастного оборота:
- Запомните, что в правильно построенном предложении субъект действия - подлежащее- может одновременно выполнять и основное действие (сказуемое), и добавочное (деепричастие). В таких предложениях деепричастие легко заменить глаголом.
Например:
Готовясь к экзамену, я повторил все правила (я готовлюсь и повторяю)
- Правильным будет и односоставное определённо-личное, так как в нём подлежащее легко можно вставить в предложение.
Например:
Готовясь к экзамену, повторяю правила (я готовлюсь и повторяю).
- Правильными будут и безличные предложения, но помните одно очень важное условие: в предложении должен быть инфинитив и следующие слова: МОЖНО, НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО, СЛЕДУЕТ, ХОЧЕСТЯ, РЕКОМЕНДУЕТСЯ, ТРЕБУЕТСЯ, НЕЛЬЗЯ.
Например:
Готовясь к экзамену, нужно вспомнить правила.
Примеры неправильного употребления деепричастного оборота :
- Поднявшись на гору, стало очень холодно (в безличном предложении нет субъекта, который совершил бы добавочное действие, выраженное деепричастием).
- Подъезжая к станции, с меня слетела шляпа (подлежащее не может выполнить добавочное действие).
6.Нарушения в построении предложения с причастным оборотом
- Нарушение согласования между определяемым словом и причастным оборотом. Необходимо задать вопрос от определяемого слова к причастию, и по его окончанию определить, какое окончание будет у причастия.
Например:
Браконьерам, нарушающИХ закон, грозит серьёзный штраф (браконьерам каким? нарушающИМ).
- Нельзя определяемое слово употреблять внутри причастно оборота. Оно должно стоять либо ДО, либо ПОСЛЕ него.
Например:
Причалившая лодка к берегу вызвала подозрение (верно: лодка, причалившая к берегу).
7.Неправильное построение предложения с косвенной речью
- Прямая речь - это чья-то речь, переданная без изменений. Косвенная речь - это передача чужой речи, её смысла в форме сложноподчинённого предложения. В предложениях с косвенной речью нельзя употреблять местоимения 1 и 2 лица, нужно только 3 лицо.
Примеры.
Неверно:
Некрасов писал, что « я лиру посвятил народу своему» (неправильное употребление 1 лица).
Верно:
Некрасов писал, что ОН «лиру посвятил народу своему»,
Таковы основные типы грамматических ошибок, примеры на которые предложены в демоверсии 2015 года. Конечно, ошибок подобного рода значительно больше. В следующей статье я напомню их вам. Пока учите данные правила, выполняйте побольше тестовых заданий.
Удачи вам!
Мельникова Вера Александровна
Скучать
по вас
(местоимения в
предложном
падеже)
При
словах
много,
например:
Много
книг
стояло
на полках;
Немало детей
ежегодно
отдыхает
на даче;
Сколько учеников
присутствовало
на занятиях по
физкультуре
?
Ср. у писателей:
(М. Ю. Лермонтов);
(А. С. Пушкин);
(В. Г. Короленко);
М. Горький)
7-2. Установите
соответствующую
позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ
В)
Впервые оперу «
Хованщину
несогласованным приложением
Д)
А
Б
В
Г
Д
6
1
3
2
7
Учтём, что з
а
каждую
экзаменуемый
1
1
ответ
записи
НЕПРАВИЛЬНО:
Встретившись на вокзале
ПРАВИЛЬНО:
Встретившись, мы заплакали.
БЛАГОДАРЯ
ВОПРЕКИ
СОГЛАСНО
ПОДОБНО
чему?
непогоде
о
жиданиям
приказу
облаку
ПО
= после чего-либо
+ предложный падеж
(в чём?)
по приезд
е
по прибыти
и
ПО
+ вздыхать, горевать,
г
рустить, плакать,
с
кучать, тосковать
+ дательный падеж
(кому?
ч
ему?)
Тосковать
по жене
ВВИДУ
чего?
п
редстоящего мероприятия
2
. При числительных
два,
три, четыре,
Три дома
на вечер
зовут
(А. С. Пушкин);
(А. П. Чехов)
ожидали очереди
на отправление еще
два состава
(Н. Островский).
При
на один,
Двадцать
один
ученик
у
частвовал
в турпоходе
.
Укажите
1) В вузы
поступили
сорок один человек.
1
приложением
Сравним три предложения:
1
) В картине (
п.п
.) «Спящий пастушок» (
и.п
2) В «Спящем пастушке» (
п.п
.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.
3) В картине (
п.п
.) «Спящем пастушке» (
п.п
.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.
и.п
. (см. предложение 1).
Попробуем решить это задание
7-1. Установите
соответствие между предложениями и допущенными в них
грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую
позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ
А) Благодаря
1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
3) нарушение в построении предложения с
несогласованным приложением
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) Создавая
живописное полотно
,
работа велась несколько дней.
5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью
А
Б
В
Г
Д
1
6
2
4
5
Н. Г.
Харлановой
.
С.
Архиповское
Ставропольский край
2014
Синтаксические нормы
Нормы согласования
Нормы управления
если:
5
Несколько учеников
поехали
тот, кто…, те, кто…:
Те
подвержены
простуде»
..: Это
Большая часть домов
в этом районе
каменные
.
Ср.:
Большинство дверей
были низки
для его роста
I
(Л. Андреев).
4. Ошибки в построении предложения с однородными членами
7-5. Установите
соответствие между предложениями и допущенными в них
грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую
позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ
1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
3) нарушение в построении предложения с
несогласованным приложением
Г)
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д)
5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью
А
Б
В
Г
Д
5
1
3
6
4
Вспомним главное!
Предлоги
.
НЕПРАВИЛЬНО:
НЕПРАВИЛЬНО:
Билеты будут продаваться по
прибытиЮ
поезда.
По
приездУ
Нормы согласования
Согласование
и сказуемого
1. Обычно
например:
Через полчаса
восемь
вооруженных
человек
вошли
в дом трактирщика
Н. Островский);
А в лесу
десять всадников
нахлестывали
лошадей
(он же).
Восемь самолетов
полка
взлетели
попарно, соблюдая очередь
(Н.Чуковский).
Вспомним главное!
1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Предлоги
благодаря, согласно, вопреки
НЕПРАВИЛЬНО:
благодаря
прогнозА
вопреки
указаниЯ
согласно
приказА
ПРАВИЛЬНО:
благодаря
прогнозУ
вопреки
указаниЮ
согласно
приказУ
Предлоги
по прибытии, по окончании, по выбытии, по исключении, по приезде
имеют форму предложного падежа
.
Сказуемое употребляется в формах множественного числа,
если:
1.
Несколько школьников
бросились догонять
лидера соревнований.
Несколько мальчиков и девочек
с интересом отнеслись
к появлению котенка в классе.
Еще до поступления в школу
большинство первоклассников
любили читать и умели считать
.
которые:
Большинство родителей
,
принимавших
(мн. ч.)
остались
в школе после мероприятия.
Большинство родителей
остались
в школе после мероприятия.
7-4. Установите
соответствие между предложениями и допущенными в них
грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую
позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ
А)
1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В)
3) нарушение в построении предложения с
несогласованным приложением
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью
А
Б
В
Г
Д
6
3
1
4
7
Чаще всего
такие грамматические
ошибки
встречаются в
и могут
кто.
и т.п.
кто
употребляется только
с глаголами в форме ед. ч
.
Данное
4. Ошибки в построении предложения с однородными членами
В
если:
1.
Большинство комнат
уже
было отремонтировано.
2.
Подавляющее
большинство
школ
приняло участие
в этой олимпиаде.
6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Образ
поэта-пророка,
созданные
и.п
и.п
Образ поэта-пророка,
созданный
Пушкиным, определял и его собственную жизнь.
Мне было поручено уничтожить
Определяемое слово
снайпера
засевшего на дереве
Мне было поручено уничтожить
снайпера, засевшего на дереве
. Мне было поручено
уничтожить
7-3. Установите
соответствие между предложениями и допущенными в них
грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую
позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ
1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
3) нарушение в построении предложения с
несогласованным приложением
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью
А
Б
В
Г
Д
3
5
4
2
1
Желаю удачи!!!
Подписи к слайдам:
Скучать
по вас
(местоимения в
предложном
падеже)
При
словах
много,
мало, немного, немало, сколько, столько
сказуемое, как правило, ставится в единственном числе,
например:
Много
книг
стояло
на полках;
Немало детей
ежегодно
отдыхает
на даче;
Сколько учеников
присутствовало
на занятиях по
физкультуре
?
Ср. у писателей:
Уже много карет проехало по этой дороге
(М. Ю. Лермонтов);
Как мало нас от битвы уцелело
(А. С. Пушкин);
Сколько еще сказок и воспоминаний осталось в ее памяти?
(М. Горький). Реже в этих случаях употребляется форма множественного числа сказуемого:
Много огней и раньше и после манили не одного меня своею близостью
(В. Г. Короленко);
Много глаз смотрели в широкое приплюснутое лицо длинной линии солдат с холодным молчаливым любопытством, с презрением, гадливостью (
М. Горький)
4. Ошибки в построении предложения с однородными членами
7-2. Установите
соответствие между предложениями и допущенными в них
грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую
позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ
А) Делегация направлялась к дому известного учёного, находившийся недалеко от главной площади.
1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) Зимняя сессия студентов проходила согласно расписания.
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В)
Впервые оперу «
Хованщину
» я слушал вместе с родителями.
3) нарушение в построении предложения с
несогласованным приложением
Г) Все, кто рано начинает учить иностранный язык, овладевает им в совершенстве.
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д)
Алёхин, входя в гостиную, воскликнул, что я очень рад всех нас видеть.
5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью
А
Б
В
Г
Д
6
1
3
2
7
Формат задания, проверяющий знание синтаксических норм, норм согласования и управления очень изменился в сравнении с предыдущими годами, но теоретический материал, необходимый для успешного решения этой части ЕГЭ нужен тот же. Мы повторим и систематизируем его.
Учтём, что з
а
выполнение задания 7 может быть выставлено от 0 до 5-и баллов. За
каждую
верно указанную цифру, соответствующую номеру из списка,
экзаменуемый
получает по 1 баллу (5 баллов: нет ошибок; 4 балла: допущена
1
ошибка; 3 балла: допущено 2 ошибки; 2 балла: верно указаны 2 цифры;
1
балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный
ответ
, т.е. неверная последовательность цифр или её отсутствие. Порядок
записи
цифр в ответе имеет значение.
5.Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Глагол-сказуемое и деепричастие не должны обозначать действия разных предметов и лиц.
НЕПРАВИЛЬНО:
Встретившись на вокзале
, слёзы сами показались на глазах.
ПРАВИЛЬНО:
Когда мы встретились на вокзале, слёзы сами показались из глаз.
Встретившись, мы заплакали.
БЛАГОДАРЯ
ВОПРЕКИ
СОГЛАСНО
ПОДОБНО
чему?
непогоде
о
жиданиям
приказу
облаку
ПО
= после чего-либо
+ предложный падеж
(в чём?)
по приезд
е
по прибыти
и
ПО
+ вздыхать, горевать,
г
рустить, плакать,
с
кучать, тосковать
+ дательный падеж
(кому?
ч
ему?)
Тосковать
по жене
ВВИДУ
чего?
п
редстоящего мероприятия
2
. При числительных
два,
три, четыре,
входящих в состав подлежащего, сказуемое обычно ставится во множественном числе:
Три дома
на вечер
зовут
(А. С. Пушкин);
За коляской бежали четыре пса
(А. П. Чехов)
; Кроме воинского эшелона, на станции
ожидали очереди
на отправление еще
два состава
(Н. Островский).
При
составных числительных, оканчивающихся
на один,
сказуемое ставится в единственном числе.
Двадцать
один
ученик
у
частвовал
в турпоходе
.
Укажите
предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) В вузы
поступили
сорок один человек.
2) Слово взяла профессор Сотникова
3) Он был командирован в Москву согласно приказу.
4) Девочка надела новое пальто.
1
3. Нарушение в построении предложения с несогласованным
приложением
Сравним три предложения:
1
) В картине (
п.п
.) «Спящий пастушок» (
и.п
.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.
2) В «Спящем пастушке» (
п.п
.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.
3) В картине (
п.п
.) «Спящем пастушке» (
п.п
.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.
Первые два предложения построены грамматически верно, в третьем содержится грамматическая ошибка, так как при наличии имени нарицательного собственное должно стоять в
и.п
. (см. предложение 1).
Попробуем решить это задание
7-1. Установите
соответствие между предложениями и допущенными в них
грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую
позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ
А) Благодаря
повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.
1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) В своих статьях этот журналист поставил вопросы, волнующих многих его современников.
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализует свои жизненные планы.
3) нарушение в построении предложения с
несогласованным приложением
Г) Химическая реакция показывает и помогает разобраться в составе вещества.
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) Создавая
живописное полотно
,
работа велась несколько дней.
5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью
А
Б
В
Г
Д
1
6
2
4
5
Работа учителя русского языка
Н. Г.
Харлановой
.
С.
Архиповское
Ставропольский край
2014
Синтаксические нормы
Нормы согласования
Нормы управления
Сказуемое употребляется в формах множественного числа,
если:
5
. Главные члены предложения оторваны друг от друга:
Несколько учеников
первого класса петербургской гимназии
поехали
на международную конференцию в Испанию.
Некоторые трудности вызывают также задания, связанные с согласованием в сложноподчиненных предложениях с сочетаниями
тот, кто…, те, кто…:
Те
, кто занимается плаванием, меньше
подвержены
простуде»
а также упражнения, которые связаны с использованием однородных членов предложения с парными союзами
как…, так и.., не только…, но и
..: Это
было интересно не только детям, но и взрослым.
Сказуемое ставится во множественном числе, если оно выражено именем прилагательным:
Большая часть домов
в этом районе
каменные
.
Ср.:
Большинство дверей
были низки
для его роста
I
(Л. Андреев).
4. Ошибки в построении предложения с однородными членами
7-5. Установите
соответствие между предложениями и допущенными в них
грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую
позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ
А) Отогнав акул далеко в море, спасателей уже ничто не волновало.
1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) Благодаря статьи в газете мы узнали о возобновлении туристского теплоходного маршрута к «Северным островам».
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) В апрельском номере журнала «Юности» были опубликованы стихи молодого талантливого поэта.
3) нарушение в построении предложения с
несогласованным приложением
Г)
Студенты помогали группе геологов, прибывшим из Петербурга.
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д)
Международная общественность понимает и озабочена проблемами экономики развивающихся стран.
5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью
А
Б
В
Г
Д
5
1
3
6
4
Вспомним главное!
1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Предлоги
по прибытии, по окончании, по выбытии, по исключении, по приезде
имеют форму предложного падежа
.
НЕПРАВИЛЬНО:
Билеты будут продаваться по прибытиЮ поезда.
По приездУ в город Чичиков познакомился с городскими чиновниками.
НЕПРАВИЛЬНО:
Билеты будут продаваться по
прибытиЮ
поезда.
По
приездУ
в город Чичиков познакомился с городскими чиновниками.
Нормы согласования
Согласование
подлежащего, выраженного числительным и существительным,
и сказуемого
1. Обычно
сказуемое ставится в форме множественного числа при подлежащем, обозначающем одушевленный предмет,
например:
Через полчаса
восемь
вооруженных
человек
вошли
в дом трактирщика
Н. Островский);
А в лесу
десять всадников
нахлестывали
лошадей
(он же).
То же при подлежащем - неодушевленном предмете, если указывается активное действие:
Восемь самолетов
полка
взлетели
попарно, соблюдая очередь
(Н.Чуковский).
7. Неправильное построение предложения с косвенной речью
Вспомним главное!
1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Предлоги
благодаря, согласно, вопреки
употребляются ТОЛЬКО с сущ. дательного падежа.
НЕПРАВИЛЬНО:
благодаря
прогнозА
вопреки
указаниЯ
согласно
приказА
ПРАВИЛЬНО:
благодаря
прогнозУ
вопреки
указаниЮ
согласно
приказУ
Предлоги
по прибытии, по окончании, по выбытии, по исключении, по приезде
имеют форму предложного падежа
.
Сказуемое употребляется в формах множественного числа,
если:
1.
Существительное обозначает одушевленный предмет, а сказуемое указывает на то, что действия, совершаемые этим предметом, интенсивны и энергичны:
Несколько школьников
бросились догонять
лидера соревнований.
2. В предложении есть однородные подлежащие:
Несколько мальчиков и девочек
с интересом отнеслись
к появлению котенка в классе.
3. В предложении есть однородные сказуемые:
Еще до поступления в школу
большинство первоклассников
любили читать и умели считать
.
4. При подлежащем, стоящем перед сказуемым, есть причастный оборот (с причастием во множественном числе) или определительное придаточное предложение с союзным словом
которые:
Большинство родителей
,
принимавших
(мн. ч.)
участие в организации праздника,
остались
в школе после мероприятия.
Большинство родителей
, которые принимали участие в организации праздника,
остались
в школе после мероприятия.
6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Необходимо правильно найти определяемое слово.
В данном предложении определяемым является слово сына, а не лицо, следовательно, верный вариант:
7-4. Установите
соответствие между предложениями и допущенными в них
грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую
позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ
А)
Учёный обратился к представителям стран Африки, присутствовавшими на конгрессе.
1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) Среди научных трудов Ф.И. Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу «Историческую грамматику русского языка»
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В)
Вопреки правил пунктуации, журналисты часто употребляют тире вместо двоеточия.
3) нарушение в построении предложения с
несогласованным приложением
Г) Химическая реакция показывает и помогает разобраться в составе вещества.
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д))Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, что оплатите проезд.
5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью
А
Б
В
Г
Д
6
3
1
4
7
2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Чаще всего
такие грамматические
ошибки
встречаются в
сложноподчиненных предложениях
и могут
быть допущены в следующих случаях:
Предложения, в которых придаточная часть присоединяется с помощью союзного слова
кто.
Обычно такие предложения начинаются со слов:
все, кто…, те, кто…, тот, кто…, никто из тех, кто…
и т.п.
Важно помнить, что местоимение
кто
употребляется только
с глаголами в форме ед. ч
.
При этом также необходимо обращать внимание на единство грамматических форм подлежащего и сказуемого в главной части предложения.
Данное
предложение построено грамматически верно. Ошибочными были бы следующие варианты такого предложения:
4. Ошибки в построении предложения с однородными членами
В демоверсии задание выглядит так:
Рассмотренные выше случаи чаще всего встречаются в тестах ЕГЭ. Но мы приведем еще несколько примеров предложного управления.
В
предложения, включающих в свой состав собирательное существительное с количественным значением
(большинство, меньшинство, часть т пр.)
, чаще всего сказуемое употребляется в формах единственного числа,
если:
1.
Существительное обозначает неодушевленный предмет:
Большинство комнат
уже
было отремонтировано.
2.
Собирательное существительное имеет при себе определение:
Подавляющее
большинство
школ
приняло участие
в этой олимпиаде.
6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
В предложениях, содержащих причастный оборот, необходимо обращать внимание на следующие моменты:
Согласование причастия с определяемым словом в роде, числе и падеже.
Образ
поэта-пророка,
созданные
Пушкиным, определял и его собственную жизнь.
Определяемое слово образ стоит в
и.п
., ед. ч., м. р., а причастие созданные – в
и.п
., мн. ч. Следовательно, данное предложение построено грамматически неверно. Правильный вариант:
Образ поэта-пророка,
созданный
Пушкиным, определял и его собственную жизнь.
Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот, оно может стоять только перед ним или после.
Мне было поручено уничтожить
засевшего снайпера на дереве.
Определяемое слово
снайпера
разрывает в данном предложении причастный оборот
засевшего на дереве
, следовательно, в этом предложении содержится грамматическая ошибка. Правильные варианты:
Мне было поручено уничтожить
снайпера, засевшего на дереве
. Мне было поручено
уничтожить
засевшего на дереве снайпера.
7-3. Установите
соответствие между предложениями и допущенными в них
грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую
позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ
А) Проблемы экономики и бизнеса были в центре внимания ведущего телепередачи «Деловой Москвы».
1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) Уезжая в путешествие, вдруг к нам пришли гости.
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Сестры увлекались и хорошо разбирались в современной музыке.
3) нарушение в построении предложения с
несогласованным приложением
Г) Все, кто бы ни писал о русской природе, отмечал её поэтичность и живописность
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) А.П. Чехов в письме из Ялты описывает о путешествии в ботанический сад.
5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью
А
Б
В
Г
Д
3
5
4
2
1
Желаю удачи!!!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ЕГЭ 2015: задание 7
СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
ВАРИАНТ 1
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ЕГЭ 2015: задание 7
СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
ВАРИАНТ 2
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ЕГЭ 2015: задание 7
СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
ВАРИАНТ 3
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
2) Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
|
4) Нарушение связи подлежащего и сказуемого |
|
6) Неправильное построение предложения с косвенной речью. |
|
10) Нарушение структуры причастного оборота |
|
11) Употребление в одном ряду однородных членов логически несовместимых понятий |
|
12) Неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность восприятия смысла предложения. |
ЕГЭ 2015: задание 7
СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
ВАРИАНТ 4
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
1) Нарушение связи подлежащего и сказуемого |
|
2) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением. |
|
4) Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
|
5) Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом. |
|
ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЮ 7
СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | Вариант 4 |
|
Предварительный просмотр:
ЕГЭ 2015: задание 7
СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
ВАРИАНТ 1
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
А. Все, кто бывал на Бородинском поле, обнажает голову перед памятниками защитникам национальной свободы России. | 1) Нарушение управления в словосочетании с производным предлогом |
Б. По приезду в Венецию я сразу посетил несколько своих давних знакомых. | 2) Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
В. Поэзия пробуждающейся весны раскрывается Ф.Тютчевым в стихотворении «Весенних водах» | 3) Ошибка в построении предложения с однородными членами-сказуемыми, управляющими разными падежами |
Г. Экономисты говорят о снижении инфляции и что задержки зарплаты больше не будет. | 4) Нарушение связи подлежащего и сказуемого |
Д. Слушатели передачи ожидали и надеялись на встречу с известным телеведущим. | 5) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением. |
Е. Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами. | 6) Неправильное построение предложения с косвенной речью. |
Ж. Провожающие шли с сумками и печальными лицами. | 7) Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом. |
З. Уезжая в командировку, отец обещал, что я обязательно вернусь к праздникам. | 8) Неправильное употребление второстепенных членов и придаточного предложения. |
И. Выбирая стиль одежды, подчеркивается индивидуальность | 9) Нарушение грамматической формы союзного слова в придаточной части. |
10) Нарушение структуры причастного оборота |
|
11) Употребление в одном ряду однородных членов логически несовместимых понятий |
|
12) Неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность восприятия смысла предложения. |
ЕГЭ 2015: задание 7
СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
ВАРИАНТ 2
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
А. За короткий срок в городе-спутнике построена не только новая школа, больница, а также драматический театр и библиотека. | 1) Нарушение связи подлежащего и сказуемого |
Б. Я пил кофе, приготовленный барменом и в который добавили виски. | 2) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением. |
В. Раскольников придумал и восхищается своей теорией. | 3) Неправильное употребление обособленных второстепенных членов и придаточного предложения. |
Г. Навстречу двигались жители села, мужчины, дети. | 4) Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
Д. Некоторыми из путешественников, бывавшим в притоках реки Амазонки, было описано растение с огромными плавающими листьями. | 5) Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом. |
Е. По завершению строительства рабочие оставили на объекте идеальный порядок. | 6) Нарушение структуры причастного оборота |
Ж. Многие читатели знают писателя Гавриила Троепольского по его книге «Белому Биму Черное Ухо». | 7) Неправильное построение предложения с косвенной речью. |
З. Тем, кто были постарше, предложили стулья. | 8) Нарушение структуры предложения, связанное с употреблением двойных союзов |
И. Мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве. | 9) Ошибка в построении предложения с однородными сказуемыми, управляющими разными падежами. |
10) Нарушение согласования причастия с определяемым словом. |
|
11) Соединение в одном ряду однородных членов скрещивающихся понятий. |
|
12) Нарушение грамматической формы союзного слова в придаточной части. |
ЕГЭ 2015: задание 7
СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
ВАРИАНТ 3
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
А. Переводя на другой язык стихотворение, оно теряет свою красоту. | 1) Нарушение управления в словосочетании с производным предлогом. |
Б. Пришвин глубоко знал и рассказывал нам о природе в своих произведениях. | 2) Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
В. Экологи неоднократно отмечали о том, что проблема охраны лесов сегодня особенно важна. | 3) Ошибка в построении предложения с однородными членами-сказуемыми, управляющими разными падежами. |
Г. Существуют три основные группы качеств человека, благодаря которых можно повысить уровень личного обаяния: коммуникабельность, рефлексия, красноречие. | 4) Нарушение связи подлежащего и сказуемого |
Д. В магазине она выбрала себе нарядное платье, идеальное для выпускного бала, и которое прекрасно подошло по размеру. | 5) Неправильное употребление несогласованного приложения-имени собственного. |
Е. Ряд новых домов стояли на окраине села. | 6) Неправильное построение предложения с косвенной речью. |
Ж. Требуется специалист по ремонту компьютеров, согласного выехать на дом. | 7) Неправильное употребление падежной формы местоимения с предлогом. |
З. В апрельском номере журнала «Юности» были опубликованы стихи молодого талантливого поэта. | 8) Неправильное употребление обособленных второстепенных членов и придаточного предложения. |
И. Алёхин, входя в гостиную, воскликнул, что я очень рад всех нас видеть. | 9) Нарушение согласования имени прилагательного с определяемым существительным |
10) Нарушение структуры причастного оборота |
|
11) Употребление в одном ряду однородных членов логически несовместимых понятий |
|
12) Неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность восприятия смысла предложения. |
ЕГЭ 2015: задание 7
СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
ВАРИАНТ 4
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
А. По окончанию института наши выпускники могут рассчитывать на трудоустройство в профильных компаниях. | 1) Нарушение связи подлежащего и сказуемого |
Б. Офицер потребовал у станционного смотрителя, что ему нужны лошади. | 2) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением. |
В. Я часто сталкивался с представителями светского общества, незаслуженно ставящих себя выше простых рабочих. | 3) Неправильное употребление второстепенных членов и придаточного предложения. |
Г. Готовясь к ЕГЭ по русскому языку, необходимо повторение всего школьного курса. | 4) Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
Д. Многотонный истребитель, вопреки всех законов гравитации, почти без разбега поднимается в воздух с палубы авианосца. | 5) Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом. |
Е. В своей последней книге писатель исследует и рассуждает о проблемах образования в современных российских деревнях. | 6) Нарушение согласования причастия с определяемым существительным. |
Ж. В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, а также и в людских нравах. | 7) Нарушение управления в словосочетании с производным предлогом. |
З. Те, кто ещё недавно снисходительно смотрел на Виталия, начал уважительно обращаться к нему по отчеству. | 8) Ошибка в построении предложения с однородными сказуемыми, управляющими разными падежами. |
И. Дети идут в вестибюль одеваться, где их уже ждут родители. | 9) Неправильное употребление двойных союзов |
10) Неправильное построение предложения с косвенной речью. |
|
11) Нарушение порядка слов в сложноподчинённом предложении. |
|
12) Нарушение структуры причастного оборота |
ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЮ 7
СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | Вариант 4 |
|
Предварительный просмотр:
ЕГЭ 2015: задание 7
СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
ВАРИАНТ 1
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
А. Все, кто бывал на Бородинском поле, обнажает голову перед памятниками защитникам национальной свободы России. | 1) Нарушение управления в словосочетании с производным предлогом |
Б. По приезду в Венецию я сразу посетил несколько своих давних знакомых. | 2) Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
В. Поэзия пробуждающейся весны раскрывается Ф.Тютчевым в стихотворении «Весенних водах» | 3) Ошибка в построении предложения с однородными членами-сказуемыми, управляющими разными падежами |
Г. Экономисты говорят о снижении инфляции и что задержки зарплаты больше не будет. | 4) Нарушение связи подлежащего и сказуемого |
Д. Слушатели передачи ожидали и надеялись на встречу с известным телеведущим. | 5) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением. |
Е. Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами. | 6) Неправильное построение предложения с косвенной речью. |
Ж. Провожающие шли с сумками и печальными лицами. | 7) Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом. |
З. Уезжая в командировку, отец обещал, что я обязательно вернусь к праздникам. | 8) Неправильное употребление второстепенных членов и придаточного предложения. |
И. Выбирая стиль одежды, подчеркивается индивидуальность | 9) Нарушение грамматической формы союзного слова в придаточной части. |
10) Нарушение структуры причастного оборота |
|
11) Употребление в одном ряду однородных членов логически несовместимых понятий |
|
12) Неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность восприятия смысла предложения. |
ЕГЭ 2015: задание 7
СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
ВАРИАНТ 2
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
А. За короткий срок в городе-спутнике построена не только новая школа, больница, а также драматический театр и библиотека. | 1) Нарушение связи подлежащего и сказуемого |
Б. Я пил кофе, приготовленный барменом и в который добавили виски. | 2) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением. |
В. Раскольников придумал и восхищается своей теорией. | 3) Неправильное употребление обособленных второстепенных членов и придаточного предложения. |
Г. Навстречу двигались жители села, мужчины, дети. | 4) Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
Д. Некоторыми из путешественников, бывавшим в притоках реки Амазонки, было описано растение с огромными плавающими листьями. | 5) Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом. |
Е. По завершению строительства рабочие оставили на объекте идеальный порядок. | 6) Нарушение структуры причастного оборота |
Ж. Многие читатели знают писателя Гавриила Троепольского по его книге «Белому Биму Черное Ухо». | 7) Неправильное построение предложения с косвенной речью. |
З. Тем, кто были постарше, предложили стулья. | 8) Нарушение структуры предложения, связанное с употреблением двойных союзов |
И. Мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве. | 9) Ошибка в построении предложения с однородными сказуемыми, управляющими разными падежами. |
10) Нарушение согласования причастия с определяемым словом. |
|
11) Соединение в одном ряду однородных членов скрещивающихся понятий. |
|
12) Нарушение грамматической формы союзного слова в придаточной части. |
ЕГЭ 2015: задание 7
СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
ВАРИАНТ 3
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
А. Переводя на другой язык стихотворение, оно теряет свою красоту. | 1) Нарушение управления в словосочетании с производным предлогом. |
Б. Пришвин глубоко знал и рассказывал нам о природе в своих произведениях. | 2) Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
В. Экологи неоднократно отмечали о том, что проблема охраны лесов сегодня особенно важна. | 3) Ошибка в построении предложения с однородными членами-сказуемыми, управляющими разными падежами. |
Г. Существуют три основные группы качеств человека, благодаря которых можно повысить уровень личного обаяния: коммуникабельность, рефлексия, красноречие. | 4) Нарушение связи подлежащего и сказуемого |
Д. В магазине она выбрала себе нарядное платье, идеальное для выпускного бала, и которое прекрасно подошло по размеру. | 5) Неправильное употребление несогласованного приложения-имени собственного. |
Е. Ряд новых домов стояли на окраине села. | 6) Неправильное построение предложения с косвенной речью. |
Ж. Требуется специалист по ремонту компьютеров, согласного выехать на дом. | 7) Неправильное употребление падежной формы местоимения с предлогом. |
З. В апрельском номере журнала «Юности» были опубликованы стихи молодого талантливого поэта. | 8) Неправильное употребление обособленных второстепенных членов и придаточного предложения. |
И. Алёхин, входя в гостиную, воскликнул, что я очень рад всех нас видеть. | 9) Нарушение согласования имени прилагательного с определяемым существительным |
10) Нарушение структуры причастного оборота |
|
11) Употребление в одном ряду однородных членов логически несовместимых понятий |
|
12) Неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность восприятия смысла предложения. |
ЕГЭ 2015: задание 7
СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
ВАРИАНТ 4
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
|||
А. По окончанию института наши выпускники могут рассчитывать на трудоустройство в профильных компаниях. | 1) Нарушение связи подлежащего и сказуемого |
|||
Б. Офицер потребовал у станционного смотрителя, что ему нужны лошади. | 2) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением. |
|||
В. Я часто сталкивался с представителями светского общества, незаслуженно ставящих себя выше простых рабочих. | 3) Неправильное употребление второстепенных членов и придаточного предложения. |
|||
Г. Готовясь к ЕГЭ по русскому языку, необходимо повторение всего школьного курса. | 4) Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
|||
Д. Многотонный истребитель, вопреки всех законов гравитации, почти без разбега поднимается в воздух с палубы авианосца. | 5) Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом. |
|||
Е. В своей последней книге писатель исследует и рассуждает о проблемах образования в современных российских деревнях. | 6) Нарушение согласования причастия с определяемым существительным. |
|||
Ж. В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, а также и в людских нравах. | 7) Нарушение управления в словосочетании с производным предлогом. |
|||
З. Те, кто ещё недавно снисходительно смотрел на Виталия, начал уважительно обращаться к нему по отчеству. | 8) Ошибка в построении предложения с однородными сказуемыми, управляющими разными падежами. |
|||
И. Дети идут в вестибюль одеваться, где их уже ждут родители. | 9) Неправильное употребление двойных союзов |
|||
1) Нарушение управления в словосочетании с производным предлогом | ||||
Б. По приезду в Венецию я сразу посетил несколько своих давних знакомых. | 2) Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
|||
В. Поэзия пробуждающейся весны раскрывается Ф.Тютчевым в стихотворении «Весенних водах» | 3) Ошибка в построении предложения с однородными членами-сказуемыми, управляющими разными падежами |
|||
Г. Экономисты говорят о снижении инфляции и что задержки зарплаты больше не будет. | 4) Нарушение связи подлежащего и сказуемого |
|||
Д. Слушатели передачи ожидали и надеялись на встречу с известным телеведущим. | 5) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением. |
|||
Е. Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами. | 6) Неправильное построение предложения с косвенной речью. |
|||
Ж. Провожающие шли с сумками и печальными лицами. | 7) Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом. |
|||
З. Уезжая в командировку, отец обещал, что я обязательно вернусь к праздникам. | 8) Неправильное употребление второстепенных членов и придаточного предложения. |
|||
И. Выбирая стиль одежды, подчеркивается индивидуальность | 9) Нарушение грамматической формы союзного слова в придаточной части. |
|||
10) Нарушение структуры причастного оборота |
||||
11) Употребление в одном ряду однородных членов логически несовместимых понятий |
||||
12) Неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность восприятия смысла предложения. |
ЕГЭ 2015: задание 7
СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
ВАРИАНТ 2
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
|
А. За короткий срок в городе-спутнике построена не только новая школа, больница, а также драматический театр и библиотека. | 1) Нарушение связи подлежащего и сказуемого |
Б. Я пил кофе, приготовленный барменом и в который добавили виски. | 2) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением. |
В. Раскольников придумал и восхищается своей теорией. | 3) Неправильное употребление обособленных второстепенных членов и придаточного предложения. |
Г. Навстречу двигались жители села, мужчины, дети. | 4) Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
Д. Некоторыми из путешественников, бывавшим в притоках реки Амазонки, было описано растение с огромными плавающими листьями. | 5) Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом. |
Е. По завершению строительства рабочие оставили на объекте идеальный порядок. | 6) Нарушение структуры причастного оборота |
Ж. Многие читатели знают писателя Гавриила Троепольского по его книге «Белому Биму Черное Ухо». | 7) Неправильное построение предложения с косвенной речью. |
З. Тем, кто были постарше, предложили стулья. | 8) Нарушение структуры предложения, связанное с употреблением двойных союзов |
И. Мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве. | 9) Ошибка в построении предложения с однородными сказуемыми, управляющими разными падежами. |
10) Нарушение согласования причастия с определяемым словом. |
|
11) Соединение в одном ряду однородных членов скрещивающихся понятий. |
|
12) Нарушение грамматической формы союзного слова в придаточной части. |
ЕГЭ 2015: задание 7
СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
ВАРИАНТ 3
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
|
А. Переводя на другой язык стихотворение, оно теряет свою красоту. | 1) Нарушение управления в словосочетании с производным предлогом. |
Б. Пришвин глубоко знал и рассказывал нам о природе в своих произведениях. | 2) Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
В. Экологи неоднократно отмечали о том, что проблема охраны лесов сегодня особенно важна. | 3) Ошибка в построении предложения с однородными членами-сказуемыми, управляющими разными падежами. |
Г. Существуют три основные группы качеств человека, благодаря которых можно повысить уровень личного обаяния: коммуникабельность, рефлексия, красноречие. | 4) Нарушение связи подлежащего и сказуемого |
Д. В магазине она выбрала себе нарядное платье, идеальное для выпускного бала, и которое прекрасно подошло по размеру. | 5) Неправильное употребление несогласованного приложения-имени собственного. |
Е. Ряд новых домов стояли на окраине села. | 6) Неправильное построение предложения с косвенной речью. |
Ж. Требуется специалист по ремонту компьютеров, согласного выехать на дом. | 7) Неправильное употребление падежной формы местоимения с предлогом. |
З. В апрельском номере журнала «Юности» были опубликованы стихи молодого талантливого поэта. | 8) Неправильное употребление обособленных второстепенных членов и придаточного предложения. |
И. Алёхин, входя в гостиную, воскликнул, что я очень рад всех нас видеть. | 9) Нарушение согласования имени прилагательного с определяемым существительным |
10) Нарушение структуры причастного оборота |
|
11) Употребление в одном ряду однородных членов логически несовместимых понятий |
|
12) Неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность восприятия смысла предложения. |
ЕГЭ 2015: задание 7
СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
ВАРИАНТ 4
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
|
А. По окончанию института наши выпускники могут рассчитывать на трудоустройство в профильных компаниях. | 1) Нарушение связи подлежащего и сказуемого |
Б. Офицер потребовал у станционного смотрителя, что ему нужны лошади. | 2) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением. |
В. Я часто сталкивался с представителями светского общества, незаслуженно ставящих себя выше простых рабочих. | 3) Неправильное употребление второстепенных членов и придаточного предложения. |
Г. Готовясь к ЕГЭ по русскому языку, необходимо повторение всего школьного курса. | 4) Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
Д. Многотонный истребитель, вопреки всех законов гравитации, почти без разбега поднимается в воздух с палубы авианосца. | 5) Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом. |
Е. В своей последней книге писатель исследует и рассуждает о проблемах образования в современных российских деревнях. | 6) Нарушение согласования причастия с определяемым существительным. |
Ж. В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, а также и в людских нравах. | 7) Нарушение управления в словосочетании с производным предлогом. |
З. Те, кто ещё недавно снисходительно смотрел на Виталия, начал уважительно обращаться к нему по отчеству. | 8) Ошибка в построении предложения с однородными сказуемыми, управляющими разными падежами. |
И. Дети идут в вестибюль одеваться, где их уже ждут родители. | 9) Неправильное употребление двойных союзов |
10) Неправильное построение предложения с косвенной речью. |
|
11) Нарушение порядка слов в сложноподчинённом предложении. |
|
12) Нарушение структуры причастного оборота |