Книга Reasoning in Biological Discoveries. Essays on Mechanisms, Interfield Relations, and Anomaly Resolution
Lindley Darden 2006

Мне кажется, очень многозначительная книга.

Попытка высказать и формализовать, как сейчас думают биологи. В основном речь о мышлении нейробиологов и молекулярных биологов, которые сейчас, конечно, представляют и самый многочисленный, и наиболее передовой отряд биологов. Но в целом это именно ведущий способ мышления, который из этих передовых областей распространяется на эволюционную теорию, и в другие более традиционные области.

Нейробиологи и молекулярные биологи мыслят схемами, называя это теориями. Они говорят о теориях, но подразумевают под ними всегда только механизмы. Механизм - это то, что можно понять, другие вещи непонятны, и потому они не могут служить объяснению, а механизм - как раз то, что признается понятным и потому лежит в основе биологических объяснений. Механизм - это однозначное преобразование, A > B. В таком виде преобразование можно понять. Для изображения механизма и для мышления о нем биологи рисуют схемы, эти схемы, схематические механизмы в дальнейшем употребляются как синонимы - схема = механизм.

Если удается придумать схему, биологи считают, что у них есть теория, если схемы нет - при наличии любых других мыслительных продуктов - считается, что теории нет. Если в каком-то участке возникает неясность, считается, что дело в том, чтобы придумать схему. Схемы многоуровневы, то есть элементы схемы верхней расшифровывается последовательностью схем на более низких уровнях. Отдельный раздел книги о том, как возникают новые схемы. Впрочем, ничего более впечатляющего, нежели то, что они могут встраиваться (A>...>B) или надстраиваться (A > B > ...) там нет. Понятная комбинаторика - схема с новыми элементами, новыми цепочками механизмов и т.п.

Самые значительные открытия современной биологии и вообще большинство того, что сделано в биол. науках, делается посредством таких схем. Ученые редко изображают частные детали, когда описывают механизм, их представления схематичны и часто ограничиваются диаграммами, прерываемыми абстрактными описаниями. Эти абстрактные описания могут быть наполняемы примерами более детального описания, обычно эти примеры немногочисленны и непоследовательны, в том смысле, что одну часть можно видеть на одном примере, другую на другом, в полном виде все детали на примерах обычно не видны.

Важно заметить, что объяснением считается предложение гипотетической схемы. Подтверждение ее реального существования обычно довольно длительный процесс, схема подтверждается частично, частично видоизменяется, так что можно сказать - случается, что к тому времени, как гипотетическая схема будет подтверждена и проверена, она уже оказывается неверной и заменяется другими схемами.

По поводу генетики разбираются примеры, из которых следует, что менделевская генетика не была редуцирована до молекулярной генетики и не была в нее переформулирована. Со ссылками на Schaffner и Hall утверждается, что было две истории этой дисциплины и работы классической биологии не оказали почти никакого влияния на становление молекулярной генетики, в том смысле, что она возникла неким своим путем, связанным с биохимией, а потом ее результаты были "привиты" на дерево истории биологии. Возникло утверждение, что каким-то образом классическая зоология и в т.ч. менделевская генетика пришли к молекулярным основам, хотя это не так. Делается попытка сформулировать разные предметные поля менделевской генетики и мол.генетики - у них разные объекты, разные характерные времена, разные результаты и схемы работы. Прогресс генетики был не редукцией прежних представлений или их переносом, а результатом новых открытий, новых механизмов. То есть, по мнению автора, было две разных науки генетики (на самом деле - три), и они только название общее имеют, а в прочем весьма различны.

В качестве примеров берутся самые разные истории открытий и способы объяснений, начиная с механизма синтеза белка и до мол. генетики. Утверждается, что такие многоуровневые схемы активности неких сущностей - это и есть тот механизм объяснений, с которого началась наука Нового времени, это машины Галилея. В подтверждение приводятся работы P. Machamer 1998 Машины Галилея 2000 Природа метафоры. Это, мол, Галилей придумал мыслить схемы и заменять элементами схем с приписанными ими типами активности реальные объекты, и этим оперировать.

Сам автор нарисованную картину понимает примерно следующим образом (можно из этого делать самые разные выводы, но он предпочитает себя понимать так): прежде единство науки мыслилось как универсальная иерархическая классификация рабочих гипотез, увязывающая в единое целое разные предметные поля; теперь картина должна быть иной - наука, кажется, развивается не по этой картине: единство науки есть комплекс сетей отношений среди разных предметных полей. На мой взгляд, трудно представить более скучную точку зрения на предложенный материал. Автор оценивает происходящее так: удалось выяснить, какой способ исследования на самом деле ведет к быстрому прогрессу в биологии. Указанный схематизм - мышление механизмами - описывается как указание на правильный, новый, прогрессивный метод биологического мышления.

Таков замысел книги. Само наполнение - это и теории конструирования в генетике, и отношения среди предметных полей в эволюционной теории, и способы выработки стратегий исследования и работы с контрпримерами.

Человеческий мозг в течение всей жизни собирает, анализирует, сортирует, обрабатывает и хранит информацию. Только что полученные сведения сопоставляются с хранящимися в нашей памяти и систематизируются, дополняя, уточняя или видоизменяя наши представления об окружающем мире и о нас самих. Благодаря этой огромной постоянной работе с информацией в мозге получает отражение объективно существующая реальность. Эти процессы отражения, т. е. познания человеком существенных связей и отношений вещей или явлений, и составляют сущность мышления.

Элементарные формы мышления, или, точнее, способность к отражению объективной реальности, свойственны и высшим животным. Человеческое мышление отличается от зачатков его у животных в первую очередь полнотой и глубиной отражения. В мозге животных получают отражение лишь наиболее простые, имеющие для них непосредственное значение закономерности и связи окружающего мира. А человеческое мышление способно охватить любые явления - от законов микромира до глобальных проблем устройства Вселенной - и познать их сущность.

Человеческое мышление имеет длинную предысторию. Оно развивалось в процессе практической деятельности, становления и развития общественно-производственных отношений одновременно с совершенствованием нашего мозга. Результаты познавательно-практической деятельности закреплялись в языке и с помощью речевого общения передавались от одного поколения к другому.

Таким образом, главная особенность мышления состоит в том, что оно протекает преимущественно в форме понятий, выраженных словами, в которых закреплен человеческий опыт. Это позволяет нам в процессе познания не ограничиваться только непосредственной информацией, исходящей от органов чувств, а получать представление о таких свойствах и отношениях объектов мышления, которые непосредственно недоступны нашему восприятию - устройстве атома или характере процессов, происходящих в недрах звезд. Благодаря мышлению создается наука, возникает возможность познания законов природы, общества и самого мозга - носителя нашего мышления. Вот почему мышление называют высшей формой отражения объективной реальности.

Орган мышления - мозг. Важные физиологические механизмы его работы были открыты русскими учеными И. М. Сеченовым и И. П. Павловым. Они создали учение о рефлекторном характере работы мозга, об условнорефлекторном (сигнальном) принципе высших форм его деятельности (см. Высшая нервная деятельность). Тем самым были развейчаны религиозные догмы о том, что мысли тельная деятельность человека - проявление бестелесной, нематериальной, божественной души. А это подрывало основы и самой религии.

Вопрос об отношении материального и духовного, об отношении материи и мышления всегда был и остается центральным вопросом философии. Вопреки идеализму и учению церковников, утверждающих, что мышление представляет собою якобы проявление особого духовного начала и является первичным, не зависящим от материи и никак не связанным с ней самостоятельным явлением, марксистско-ленинская философия считает материю первичной, а мышление лишь особым свойством высокоорганизованной материи.

К этому направлению относятся работы Ж.Пиаже и его сотрудников. Пиаже использует понятие "интеллект", а не мышление. Он определяет ителлект как "прогрессирующую обратимость мобильных психических структур", считает, что "интеллект является состоянием равновесия, к которому тяготеют все последовательно расположеные адаптации сенсомоторного и когнитивного порядка, так же как и все ассимилятивные и аккомодирующие взаимодействия организма со средой." Для выявления специфики мышления Пиаже сравнивает его с восприятием, т.е. с другой формой познания. "Восприятие - это знание, приобретаемое нами об объектах или их движениях в результате прямого и непосредственно осуществляемого контакта с ними, тогда как интеллект - это знание, существующее лишь тогда, когда в процессе взаимодействия субъекта с объектом имеют место различного рода отклонения и когда возрастают пространственно-временные растояния между субъектом и объектом."

Одним из исходных явлений различение объекта и субъекта. Объект - это некоторая внешняя данность, существующая вне субъекта, он неизменен. Субъект это индивидуальный субъект, рассматриваемый с точки зрения действия. Между ними складываются определеные отношения.

Теория Пиаже включает в себя два основных компонента: значение о функциях интелекта и учение о стадиях развития интеллекта.

В самом общем виде интеллект понимается как дальнейшее развитие некоторых фундаментальных биологических характеристик, фундаментальных в том смысле, что они неотделимы от жизни. В качестве таких характеристик выделяется следующие: организация и приспособление (адаптация). Адаптация в свою очередь включает в себя два взаимосвязанных процесса, называется ассимиляцией и аккомодации. Организация и адаптация - это основная функция интеллекиа, или функциональные инварианты. Инвариантные характеристики рассматриваются как свойства биологического функционирования вообще. Организованность интеллектуальной деятельности означает, что в каждой интеллектуальной активности субъекта можно вычленить нечто целое и нечто входящее в это целое в качестве элемента с их связями. Смысл термина "асимиляция" сводится к подчеркиванию воссоздания субъектом, в ходе его познавательной активности, некоторых характерстик познаваемого объекта. "Аккомодация" - это процесс приспособления самого познающего субъекта к разнообразным требованиям, выдвигаемым объективным миром. Происходит воспроизведение индивидом отдельных и целостных характеристик познаваемого объекта, но и сам субъект меняется в ходе познавательной деятельности. Тот познавательный опыт, который накоплен данным человеком к определенному периоду, Пиаже називает познавательной структурой. Одна из особеностей функционирования человеческого интеллекта в том, что не всякое содержание, получаемое из внешнего мира, может быть усвоена (ассимилировано), а лишь то, которое хотя бы приблизительно соответствует внутренним структурам индивида. При описани функционирования интеллекта в качестве одного из основых используется термин "схема". Это познавательная структура, относящаяся к классу сходных действий, имеющих определенную последовательность, которая представляет собой прочное взаимосвязанное целое. В понятии "схема" находит дальнейшую конкретизацию идея Пиаже об организованной природе интеллекта.



Учение о стадиях развития интеллекта включает в себя выделение четырех стадий: 1) сенсомоторный интеллект (0-2 лет), 2) дооперациональное мышление (2-11 лет), 3) период конкретных операций (7-8 - 11-12 лет), 4) период формальных операций. Развитие интеллекта начинается до овладения речью. Одно из первых проявлений интеллектуальной активности ребенка - прослеживание будущих результатов движения. Становление элементарных целенапрвленных двигательных актов есть становление генетически исходных форм интеллекта. Основным признаком конкретных операций - привязанность к предметам. Формальные операции как бы оторваны от предметов. Развитой интеллект понимается как система операций. Операция - это внутреннее действие, которое произошло из внешних предметных действий, осуществляется с помощью знаков, символов, образов, обладает свойством обратимости. Развитие детского мышления - это смена вышеперечисленых стадий. Последовательность стадий выражает внутренню закономерность развития. Стадии привязаны к определенному возрасту хотя и неоднозначно.

"+" 1. Генетический подход при решении общепсихологических задач; выделение конкретных стадий развития.

2. Тщательная разработка клинического метода

3. Подчеркивание того, что интеллектуальная деятельность не просто воспроизводит особенности некоторых внешних предметов, но и характеризуется изменением самого познающего субъекта.

4. Стремление связать интеллект с более широким классом процессов жизнидеятельности.

"-" 1. Выделяет основные характеристики интеллекта с помощью првлечения биологических и даже физических понятий (например, педставления о равновесии).

2.Развитие структуры интеллекта описывается с помощью понятий логики и математики.

3. Представления о том,что интеллек есть организованное целое, является правилом, но столь общим, что не дифференцирует его от поведения, напрвленного на добычу пищи. Интеллект человека оказывается биологической функцией.

В учени о развитии абсолютизируется момент самодвижения, недооценивается значение целенаправленных, формирующих воздействий извне. Периоды развития операций слишком привязаны к возрасту.

Собирает, анализирует, сортирует, обрабатывает и хранит информацию. Только что полученные сведения сопоставляются с хранящимися в нашей и систематизируются, дополняя, уточняя или видоизменяя наши представления об окружающем мире и о нас самих. Благодаря этой огромной постоянной работе с информацией в мозге получает отражение объективно существующая реальность. Эти процессы отражения, т. е. познания человеком существенных связей и отношений вещей или явлений, и составляют сущность мышления.

Элементарные формы мышления, или, точнее, способность к отражению объективной реальности, свойственны и высшим животным. Человеческое мышление отличается от зачатков его у животных в первую очередь полнотой и глубиной отражения. В мозге животных получают отражение лишь наиболее простые, имеющие для них непосредственное значение закономерности и связи окружающего мира. А человеческое мышление способно охватить любые явления — от законов микромира до глобальных проблем устройства Вселенной — и познать их сущность.

Человеческое мышление имеет длинную предысторию. Оно развивалось в процессе практической деятельности, становления и развития общественно-производственных отношений одновременно с совершенствованием нашего мозга. Результаты познавательно-практической деятельности закреплялись в языке и с помощью речевого общения передавались от одного поколения к другому.

Таким образом, главная особенность мышления состоит в том, что оно протекает преимущественно в форме понятий, выраженных словами, в которых закреплен человеческий опыт. Это позволяет нам в процессе познания не ограничиваться только непосредственной информацией, исходящей от , а получать представление о таких свойствах и отношениях объектов мышления, которые непосредственно недоступны нашему восприятию — устройстве атома или характере процессов, происходящих в недрах звезд. Благодаря мышлению создается наука, возникает возможность познания законов природы, общества и самого мозга — носителя нашего мышления. Вот почему мышление называют высшей формой отражения объективной реальности.

Мышления — мозг. Важные физиологические механизмы его работы были открыты русскими учеными И. М. Сеченовым и И. П. . Они создали учение о рефлекторном характере работы мозга, об условно-рефлекторном (сигнальном) принципе высших форм его деятельности (см. ). Тем самым были развенчаны религиозные догмы о том, что мыслительная деятельность человека проявление бестелесной, нематериальной, божественной души. А это подрывало основы и самой религии.

Вопрос об отношении материального и духовного, об отношении материи и мышления всегда был и остается центральным вопросом философии. Вопреки идеализму и учению церковников, утверждающих, что мышление представляет собою якобы проявление особого духовного начала и является первичным, не зависящим от материи и никак не связанным с ней самостоятельным явлением, марксистско-ленинская философия считает материю первичной, а мышление лишь особым свойством высокоорганизованной материи.

К этому направлению относятся работы Ж.Пиаже и его сотрудников. Пиаже использует понятие "интеллект", а не мышление. Он определяет ителлект как "прогрессирующую обратимость мобильных психических структур", считает, что "интеллект является состоянием равновесия, к которому тяготеют все последовательно расположеные адаптации сенсомоторного и когнитивного порядка, так же как и все ассимилятивные и аккомодирующие взаимодействия организма со средой." Для выявления специфики мышления Пиаже сравнивает его с восприятием, т.е. с другой формой познания. "Восприятие - это знание, приобретаемое нами об объектах или их движениях в результате прямого и непосредственно осуществляемого контакта с ними, тогда как интеллект - это знание, существующее лишь тогда, когда в процессе взаимодействия субъекта с объектом имеют место различного рода отклонения и когда возрастают пространственно-временные растояния между субъектом и объектом."

Одним из исходных явлений различение объекта и субъекта. Объект - это некоторая внешняя данность, существующая вне субъекта, он неизменен. Субъект это индивидуальный субъект, рассматриваемый с точки зрения действия. Между ними складываются определеные отношения.

Теория Пиаже включает в себя два основных компонента: значение о функциях интелекта и учение о стадиях развития интеллекта.

В самом общем виде интеллект понимается как дальнейшее развитие некоторых фундаментальных биологических характеристик, фундаментальных в том смысле, что они неотделимы от жизни. В качестве таких характеристик выделяется следующие: организация и приспособление (адаптация). Адаптация в свою очередь включает в себя два взаимосвязанных процесса, называется ассимиляцией и аккомодации. Организация и адаптация - это основная функция интеллекиа, или функциональные инварианты. Инвариантные характеристики рассматриваются как свойства биологического функционирования вообще. Организованность интеллектуальной деятельности означает, что в каждой интеллектуальной активности субъекта можно вычленить нечто целое и нечто входящее в это целое в качестве элемента с их связями. Смысл термина "асимиляция" сводится к подчеркиванию воссоздания субъектом, в ходе его познавательной активности, некоторых характерстик познаваемого объекта. "Аккомодация" - это процесс приспособления самого познающего субъекта к разнообразным требованиям, выдвигаемым объективным миром. Происходит воспроизведение индивидом отдельных и целостных характеристик познаваемого объекта, но и сам субъект меняется в ходе познавательной деятельности. Тот познавательный опыт, который накоплен данным человеком к определенному периоду, Пиаже називает познавательной структурой. Одна из особеностей функционирования человеческого интеллекта в том, что не всякое содержание, получаемое из внешнего мира, может быть усвоена (ассимилировано), а лишь то, которое хотя бы приблизительно соответствует внутренним структурам индивида. При описани функционирования интеллекта в качестве одного из основых используется термин "схема". Это познавательная структура, относящаяся к классу сходных действий, имеющих определенную последовательность, которая представляет собой прочное взаимосвязанное целое. В понятии "схема" находит дальнейшую конкретизацию идея Пиаже об организованной природе интеллекта.



Учение о стадиях развития интеллекта включает в себя выделение четырех стадий: 1) сенсомоторный интеллект (0-2 лет), 2) дооперациональное мышление (2-11 лет), 3) период конкретных операций (7-8 - 11-12 лет), 4) период формальных операций. Развитие интеллекта начинается до овладения речью. Одно из первых проявлений интеллектуальной активности ребенка - прослеживание будущих результатов движения. Становление элементарных целенапрвленных двигательных актов есть становление генетически исходных форм интеллекта. Основным признаком конкретных операций - привязанность к предметам. Формальные операции как бы оторваны от предметов. Развитой интеллект понимается как система операций. Операция - это внутреннее действие, которое произошло из внешних предметных действий, осуществляется с помощью знаков, символов, образов, обладает свойством обратимости. Развитие детского мышления - это смена вышеперечисленых стадий. Последовательность стадий выражает внутренню закономерность развития. Стадии привязаны к определенному возрасту хотя и неоднозначно.

"+" 1. Генетический подход при решении общепсихологических задач; выделение конкретных стадий развития.

2. Тщательная разработка клинического метода

3. Подчеркивание того, что интеллектуальная деятельность не просто воспроизводит особенности некоторых внешних предметов, но и характеризуется изменением самого познающего субъекта.

4. Стремление связать интеллект с более широким классом процессов жизнидеятельности.

"-" 1. Выделяет основные характеристики интеллекта с помощью првлечения биологических и даже физических понятий (например, педставления о равновесии).

2.Развитие структуры интеллекта описывается с помощью понятий логики и математики.

3. Представления о том,что интеллек есть организованное целое, является правилом, но столь общим, что не дифференцирует его от поведения, напрвленного на добычу пищи. Интеллект человека оказывается биологической функцией.

В учени о развитии абсолютизируется момент самодвижения, недооценивается значение целенаправленных, формирующих воздействий извне. Периоды развития операций слишком привязаны к возрасту.