Правописание личных окончаний глаголов - правило, проверяемое в ходе государственной итоговой аттестации в девятом и одиннадцатом классе. Несмотря на большое количество часов, отводимых школьной программой на изучение данной темы, многие обучающиеся продолжают делать досадные ошибки в написании. Объяснить это явление трудно, поскольку тема едва ли может считаться сложной.
Немного теории о глаголах
Слова данной части речи принято делить на две большие группы: спрягаемые и неспрягаемые. Первую группу образуют глаголы, изменяющиеся по временам, лицам и наклонениям. У них есть ещё одно название - личные. Во вторую группу входят инфинитив, причастие, деепричастие, поскольку они не обладают грамматической категорией лица, наклонения.
Личные окончания глаголов, входящих в первую группу, могут быть безударными и ударными. Выбор гласных в окончаниях, которые находятся под ударением, не вызывает затруднений. Правило гласит, что следует писать ту букву, которая слышится. Например, кричат, плетут, говорят, жгут. Безударные личные окончания глаголов следует писать на основании инфинитива.
Чтобы не ошибаться в написании, нужно знать, что такое спряжение глаголов. Личные окончания глаголов зависят именно от этого постоянного морфологического признака.
Алгоритм правильного написания
Чтобы не допустить ошибки, следует действовать по следующему плану:
- Поставить слово в начальную форму. Обязательно нужно следить, чтобы слово и его словарная форма принадлежали к одному и тому же виду: совершенному или несовершенному.
- Определить спряжение по окончанию инфинитива.
- Выбрать окончание в зависимости от лица и числа.
Образец рассуждения
1. В предложении «Человек скрыва..тся за портьерой у дальнего окна» пропущена гласная в окончании сказуемого. Ударным является второй слог -ва-, поэтому выбор пропущенной буквы нужно делать на основании спряжения.
2. Человек (что делает?) скрыва..тся. Это глагол несовершенного вида, который в неопределённой форме будет отвечать на вопрос "что делать?". Начальная форма - скрываться.
3. Слово заканчивается на -ать и не входит в число исключений, следовательно "скрываться" - это глагол первого спряжения.
4. Личные окончания глаголов данной группы пишутся с гласной e . В форме 3 лица единственного числа это слово будет иметь окончание -ет: Человек скрывается за портьерой у дальнего окна.
Спряжение
В русском языке выделяют два спряжения.
К первому спряжению относятся слова, заканчивающиеся на -ать, -еть, -ять, -оть, -уть. Например, тонуть, торговаться, темнеть, колоть, бороться, ковырять, щекотать, виснуть, кинуться, стрелять, полоть, чернеть.
Ко второму спряжению относятся все глаголы на -ить. Например, морить, сносить, ранить, красить, спорить, портить, кроить.
Однако как это часто бывает в русском языке, из правила есть исключения. Таких слов тринадцать, и их нужно запомнить.
На заметку
Важно помнить, что слова, которые образованы приставочным способом от исключений, будут иметь тот же постоянный морфологический признак, что и их бесприставочные формы. Например, побриться, выбрить, настелить, застелить будут принадлежать к первому спряжению, а вытерпеть, рассмотреть, придержать, загнать - ко второму.
Очень часто обучающиеся неправильно определяют спряжение у глаголов с приставкой вы-, что приводит к ошибочному написанию окончания. Причиной такого явления может служить перетягивание приставкой ударения на себя, что автоматически делает окончание безударным. Чтобы верно написать личные окончания глаголов, определять спряжение надлежит по их бесприставочной форме.
Глаголы с постфиксом -ся имеют тот же постоянный морфологический признак, что и их производящие. Например, брить−бриться, стричь−стричься, копать−копаться, гнать−гнаться, смотреть−смотреться, выбрасывать−выбрасываться.
Некоторые слова могут иметь формы обоих спряжений. Слово "чтить", например, имеет 2 формы в 3 лице множественном числе: чтят и чтут.
лицо | I | II | ||
ковырять | выковырять | растить | вырастить | |
1 | ковыряю, ковыряем | выковыряю, выковыряем | расту, растим | выращу, вырастим |
2 | ковыряешь, ковыряете | выковыряешь, выковыряете | растишь, растите | вырастишь, вырастите |
3 | ковыряет, ковыряют | выковыряет, выковыряют | растит, растят | вырастит, вырастят |
Написание гласных
Гласные в личных окончаниях глаголов, находящиеся в безударном положении, зависят от спряжения. Слова первого спряжения имеют окончания с гласной е , слова второго спряжения - с гласной и .
Сложности могут возникнуть с разноспрягаемыми глаголами. Безударные личные окончания глаголов данной категории могут иметь окончания обоих спряжений. Эту группу образуют слова хотеть, бежать, чтить . Глаголы дать , есть и их производные не принадлежат к данной группе, но также имеют отличные окончания при изменении по лицам и числам.
Правописание личных окончаний глаголов не требует от обучающихся запоминания больших объёмов теоретической информации. Следует правильно расставить акценты, запомнив несколько нюансов (спряжение, явление разноспрягаемости, алгоритм выбора гласной), и руководствоваться ими при написании.
Комментарии преподавателя по изучаемому материалу
Возможные трудности | Добрые советы |
Трудно запомнить все исключения из правила. | Обратившись к справочным материалам, заполните пробелы в списке №1. |
Иногда тип спряжения определить трудно, потому что неясно звучит безударный суффикс неопределенной формы. Ты кле…шь (кле…ть, какое спряжение?). Ты се…шь (се…ть, какое спряжение?). | Такие суффиксы следует запоминать (см. в справочных материалах: «Правописание суффиксов глаголов»). Ты клеишь (клеить, 2 спряжение). Ты сеешь (сеять, 1 спряжение). |
Что делать, если кажется, что к проверяемому глаголу можно подобрать две неопределенные формы? Застав…шь (заставить, 2 спр. либо заставлять, 1 спр.) Гон…шь (гнать, 2 спр. либо гонять, 1 спр.) | Определите вид проверяемого глагола. Это постоянный признак, поэтому в неопределённой форме должен сохраняться тот же вид, что и в личной форме. Задайте нужный вопрос к инфинитиву: Заставишь (сов.в.) - заставить (сов.в.), а не заставлять (несов.в.). Если глаголы одного вида, обратите внимание на разницу их значений и на их глагольные суффиксы. Гонишь (образовано от глагола гнать). Гон-я-ешь (образовано от глагола гон-я-ть). |
Относятся ли к исключениям глаголы, образованные от слов-исключений с помощью приставок либо суффикса –ся? Они прогон…т. Они бре…тся. | Глаголы типа услышать, постелить и т.п., образованные с помощью приставок от глаголов – исключений, относятся к тому же типу спряжения, что и сами исключения. Они прогонЯТ (прогнать, как и гнать, - глагол 2 спряжения). Они застелЮТ (застелить, как и стелить, - глагол 1 спряжения). Глаголы типа бриться, держаться и т.п., образованные с помощью суффикса -ся от глаголов – исключений, относятся к тому же типу спряжения, что и сами исключения. Они гонЯТся (гнаться, как и гнать, - глагол 2 спряжения). Они бреЮТся (бриться, как и брить, - глагол 1 спряжения). |
Почему некоторые глаголы на –ать имеют окончания второго спряжения? Кричать - крич-ишь. Молчать - молч-ишь. | Такие глаголы и относятся ко 2 спряжению. Дело в том, что они имеют ударные окончания, поэтому правило «Правописание безударных личных окончаний глагола» к ним не следует применять. |
Можно допустить ошибку в написании окончаний глаголов с приставкой вы- , например: выбеж…шь, вылет…шь . | Приставка вы-
обладает свойством «перетягивать» ударение с окончания на себя. Но с добавлением к основе глагола приставки спряжение не меняется, поэтому безударное окончание в глаголе с приставкой такое же, как в однокоренном глаголе без приставки, от которого он образован. |
Список №1
Глагол-исключение | Форма 2 л. ед. ч. (ты что делаешь?) | Форма 3 л. мн. ч. (они что делают?) |
Ты бре-ешь | Они бре-ют |
|
Зависеть | ||
Ненавидеть | ||
Смотреть |
Правописание суффиксов причастий.
Возможные трудности | Добрые советы |
Без умения определять спряжение глагола легко ошибиться в суффиксах причастий настоящего времени. Лаять (? спряжение) - ла…щий. Стелить (? спряжение) - стел…щий. | Вернитесь к теме «Правописание безударных личных окончаний глагола», ещё раз загляните в справочные материалы и в раздел «Добрые советы». Особое внимание обратите на глаголы-исключения. |
Обратите внимание на слово движимый. | Слово движимый имеет суффикс –им-, поскольку образовано от устаревшего глагола движить. |
Не запомнив безударных глагольных суффиксов, легко ошибиться и в написании страдательных причастий. Зате…ть - зате…нный. | Обратитесь к теме «Правописание суффиксов глаголов», загляните в справочные материалы. |
Иногда кажется, что к одному и тому же причастию можно подобрать сразу два глагола, от которых оно образовано. Замеч…нный (от замечать или от заметить?). Нагруж…нный (от нагружать или от нагрузить?). | Обычно страдательные причастия прошедшего времени образуются от глаголов совершенного вида. Выберите из двух глаголов-кандидатов тот, который отвечает на вопрос что сделать? (т.е. глагол совершенного вида). ЗамечЕнный (от заметить - сов.в.). НагружЕнный (от нагрузить - сов.в.). Запомните также: замешенное тесто (замесить тесто); замешанный в преступлении (замешать в преступлении); выкаченная бочка (выкатить); выкачанная вода (выкачать). |
Правописание безударных личных окончаний глагола
Выбор безударной гласной в личном окончании глагола зависит от типа его спряжения.
Мы кле..м; ты слыш..шь; они бор..тся.
Чтобы выяснить написание окончания глагола, выполните следующие действия:
1) поставьте глагол в неопределенную форму (что делать / что сделать? );
2) определите по таблице тип его спряжения;
3) подставьте проверочное слово (ударное окончание проверочного слова подскажет нужную гласную).
Мы кле…м (клеИТЬ, II спряжение, мы говорИМ) - клеИМ
Ты слыш…шь (слышАТЬ, II спряжение, ты говорИШЬ) - слышИШЬ
Они бор…тся (борОТЬся, I спряжение, они берУТ) - борЮТся
Обратите внимание! Иногда тип спряжения определить трудно, потому что неясно звучит безударный суффикс неопределенной формы (клеить, ссориться, сеять, таять, веять, реять, надеяться, затеять и др.). Такие суффиксы следует запоминать см.: Правoписание суффиксoв глагoлов. При постановке глагола в неопределенную форму определите его вид. Это постоянный признак, так что в инфинитиве он не должен измениться. Заставишь (сов. в.) - заставить (сов. в.), а не заставлять (несов. в.). Глаголы типа услышать, постелить и т. п., образованные с помощью приставок от глаголов - исключений, относятся к тому же типу спряжения, что и сами исключения. Они прогонЯТ (прогнать, как и гнать, - глагол II спряжения). Они застелЮТ (застелить, как и стелить, - глагол I спряжения). Глаголы типа бриться, держаться и т. п., образованные с помощью суффикса -СЯ от глаголов - исключений, относятся к тому же типу спряжения, что и сами исключения. Они гонЯТся (гнаться, как и гнать, - глагол II спряжения). Они бреЮТся (бриться, как и брить, - глагол I спряжения). |
уффиксы причастий
Правописание суффиксов действительных причастий настоящего времени
Дремл..щая природа; вер..щий в себя; стел..щийся кустарник.
Дремлющая природа - образовано от дремать, I спр.
Верящий в себя - образовано от верить, II спр.
Стелющийся кустарник - образовано от стелить, I спр.
Правописание суффиксов страдательных причастий настоящего времени
Неслыш..мый; открыва..мый; рису..мый.
Неслышимый - образовано от слышать, II спр.
Открываемый - образовано от открывать, I спр.
Рисуемый - образовано от рисовать, I спр.
Правописание гласных перед суффиксом -ВШ- в действительных причастиях прошедшего времени
Раста..вший; повер..вший; посе..вший.
Растаявший - растаять.
Поверивший - поверить.
Посеявший - посеять.
Правописание гласной перед Н/НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
От чего зависит правописание безударных окончаний глаголов? Только от их принадлежности к первому или второму спряжению.
Определить спряжение несложно. Их ведь всего два. Это можно сделать по-разному.
Если у глагола окончание находится в сильной позиции (под ударением), то спряжение легко определить «на слух». Нужно только помнить, что к первому относятся все глаголы, у которых в окончании есть буквы «у» или «ю» в третьем лице, а ко второму - те, у которых есть буквы «а» или «я»
Сидеть - они сидят, лежать - они лежат, стоять - они стоят, кричать - они кричат. Это второе спряжение.
Писать - они пишут, рисовать - они рисуют. Это первое спряжение.
Если глаголов не попадают под ударение, то придется руководствоваться правилом. Я изложу его не так, как в учебниках, а несколько короче.
Итак, во второе спряжению войдут все те глаголы, которые в инфинитиве заканчиваются на «-ить» (или «-иться»), и 11 исключений, выучить которые придется наизусть. Меня в начальной школе научили такой рифмовке:
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.
Вы запомните, друзья: их на -е писать нельзя!
К этому спряжению не относятся слова "брить" и "стелить": они изменяются по типу 1 спряжения: брею- бреешь - бреют. Стелить - стелешь - стелют.
Если личные окончания глаголов содержат в конце любую другую гласную (кроме «и»), то они входят в категорию, относящуюся к первому спряжению.
Попробуем разобраться на практике.
Даны слова: писать, летать, рисовать, качать, сидеть, носить. Поскольку личные окончания глаголов стоят в сильном положении (под ударением), то поставим их во Они пишут - 1 спр., летают - 1 спр., рисуют - 1 спр., качают - 1спр., сидят - 2 спр., носят - 2 спр.
Попробуем определить спряжение других глаголов: рисовать, подавать, красить, носить, плакать, брить. Сразу обращаем внимание на глагол «брить». Это исключение из 2 спряжения, его окончания будут похожи на 1 спряжение: брею, бреешь, бреют.
Безударные личные окончания глаголов "рисовать", "подавать" и "плакать" заканчиваются на «-ать» и, следовательно, относятся к первому спряжению. Глаголы "красить" и "носить" оканчиваются на «-ить». Они не относятся к исключениям, поэтому - второе спряжение.
В нашем языке существуют глаголы, окончания которых могут содержать разные гласные. Они считаются разноспрягаемыми. Из названия можно сделать вывод, что личные окончания глаголов такого рода будут разными: часть - как в первом спряжении, другая - как во втором.
Примеры: хотеть - хотите, хотят, но хочет, хочешь.
Брезжить - брезжит, но брезжут.
Бежать - бежишь, но бегут.
Очень интересен глагол "мучить". В русском языке он может относиться как к первому (мучаешь - мучаем - мучают) так и ко второму спряжению: мучишь - мучим - мучат).
Трудно определить спряжение у глаголов с приставкой вы-. Чтобы облегчить задачу, эту часть слова нужно просто отбросить.
Пример. Выспаться - спать (окончание ударное) - спят - 2 спряжение.
Иногда глаголы повелительного наклонения,
стоящие во втором лице, похожи по звучанию на те, которые стоят в (например, стукните и стукнете). Чтобы грамотно написать или употребить личные окончания глаголов в этом случае, сначала определяем наклонение. Первый глагол стоит в повелительном, второй - в изъявительном. В повелительном пишется суффикс -и-, а окончание глагола в изъявительном наклонении зависит от спряжения. Определяем его: стукнете - стукнуть - уть - 1 спряжение.
Как видите, в грамотном выборе окончаний сложностей немного. Нужно только как следует выучить правило, использовать алгоритм. Если вы будете тренироваться, то очень скоро начнете писать грамотно, не задумываясь.
Написание безударных окончаний глаголов зависит от того, к какому спряжению (первому или второму) принадлежит слово.
Ко II СПРЯЖЕНИЮ относятся все глаголы, в неопределенной форме оканчивающиеся на –ИТЬ (например: ЛЕПИТЬ, ЧИСТИТЬ, МАСТЕРИТЬ), а также 11 глаголов-исключений, из которых четыре оканчиваются на –АТЬ (ГНАТЬ, ДЫШАТЬ, ДЕРЖАТЬ, СЛЫШАТЬ) и 7 оканчиваются на –ЕТЬ (ЗАВИСЕТЬ, ВИДЕТЬ, ОБИДЕТЬ, ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, СМОТРЕТЬ).
Необходимо запомнить, что в окончаниях глаголов II спряжения пишутся буквы И, А, Я (-ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят). Например: зависИшь, зависИт, зависИте, зависЯт.
К I СПРЯЖЕНИЮ относятся остальные глаголы, то есть те, неопределенная форма которых оканчивается не на –ИТЬ (а на –ОТЬ, -УТЬ, -ЕТЬ, -АТЬ, -ТИ и т. д.), а также три глагола-исключения: БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ.
Необходимо запомнить, что в окончаниях глаголов I спряжения пишутся буквы Е, У, Ю (-ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют). Например: лепечЕшь, лепечЕт, лепечЕте, лепечУт.
Обратите внимание: в русском языке есть небольшая группа глаголов, которые имеют окончания и первого, и второго спряжения вперемешку. Например, глагол ХОТЕТЬ в ед. числе имеет окончания первого спряжения (хочЕшь, хочЕт), а во множ. числе – второго (хотИм, хотИте, хотЯт). Такие глаголы называются разноспрягаемыми, и написание окончаний в них нужно проверять по словарю или запоминать. К этой группе относятся слова: ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ, ДАТЬ, ЕСТЬ, БРЕЗЖИТЬ.
Упражнение
1. Князь Андрей ясно видел, что старик надеялся, что чувство его или его будущей невесты не выдерж_ т испытания года… (Л. Толстой)
2. Так гений радостно трепещ_
т,
Свое величье познаёт,
Когда пред ним гремит и блещ_
т
Иного гения полёт. (Н. Языков)
3. Страшно стан_ т, а тут, – точно как будто заслыш_ шь кого-то, – чей-то голос, как будто кто-то шепч_ т… (Ф. Достоевский)
4. Вникн_ м во все это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним состраданием. (А. Пушкин)
5. Одича_ шь, зна_ те, буд_ шь все время жить взаперти. (Н. Гоголь)
6. Они скоро знакомятся, и не успе_ шь оглянуться, как уже говорят тебе «ты». (Н. Гоголь)
7. Ах, я часто бываю неосторожна, но не думала, что вы слова мои прим_ те за колкую шутку. (Ф. Достоевский)
8. Ты вид_ шь ли, я его давно знаю, и Машеньку, твою золовку, люблю. (Л. Толстой)
9. Золовки – колотовки, ну а уж эта мухи не обид_ т. (Л. Толстой)
10. Пусть безумствует море и хлещ_
т,
Гребни волн поднялись в небеса,
Ни один пред грозой не трепещ_
т,
Ни один не свернет паруса. (Н. Гумилев)
11. Посылаю тебе, Постум, эти книги.
Что в столице? Мягко стел_
т? Спать не жестко?
Как там Цезарь… (И. Бродский)
12. И пышный пир как будто дремл_
т,
Безмолвны гости, хор молчит. (А. Пушкин)
13. Трата и труд, вечные приспешники доблести,
Бор_
тся за скрытый в опасностях подвиг.
За кем успех – тот и мудр в мнении людском... (Пиндар)
14. Он чувствовал, что его занятия происход_ т независимо от дела, что они не цепляют за дело и не заставляют его двигаться. (Л. Толстой)
15. – С Безуховой водиться я не люблю и не посоветую; ну, да уж если обещала, поезжай, рассе_ шься, – прибавила она, обращаясь к Наташе. (Л. Толстой)
16. Исполнив таким образом высший закон, ты обрящ_ шь следы древнего, утраченного тобой величества. (Л. Толстой)
17. Так и знал, – заговорил дядюшка (это был дальний родственник, небогатый сосед Ростовых), – так и знал, что не вытерп_ шь, и хорошо, что ед_ шь. Чистое дело марш! (Л. Толстой)
18. И все они борются и страда_ т, и мучают, и порт_ т свою душу, свою вечную душу, для достижения благ, которым срок есть мгновенье. (Л. Толстой)
19. У нас растворили окошко; солнышко свет_ т, птички чирикают, воздух дыш_ т весенними ароматами, и вся природа оживля_ тся – ну, и остальное там все было тоже соответственное… (Ф. Достоевский)
20. Человек оскорбил вас, и вы убили его, и вы говорите, что вы не зна_ те Бога, и что вы ненавид_ те свою жизнь. (Л. Толстой)
Упражнение подготовили Н. Соловьева и Б. А. Панов («Лига Школ»).
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.
Подсказка.
ЕНН | А-НН |
завеш-енн-ый (от глагола завесить = закрыть занавеской) | завеш-анн-ый (от глагола завешать = повесить на всем пространстве) |
навеш-енн-ый (от глагола навесить = повесить, надеть на что-л.) | навеш-а-нн-ый (от глагола навешать = повесить в большом количестве) |
обвеш-енн-ый (обвесить = обмануть при покупке) | обвеш-а-нн-ый (обвешать = увешать со всех сторон, всюду) |
развеш-енн-ый (развесить = разделенный на части по весу товар) | развеш-а-нн-ый (развешать = повесить по разным местам) |
свеш-енн-ый (свесить = спускать вниз) | свеш-а-нн-ый (свешать = определить вес) |
(за-, пере-, по-, с-)меш-енн-ый (от приставочных образований глагола месить =мять, перемешивая) | (за-, пере-, по-, с-)меш-а-нн-ый (от приставочных образований глагола мешать =переворачивать, взбалтывать круговыми движениями с помощью чего-либо) |
(вы-, за-, при-, про-)стрел-енн-ый (от выстрелить, застрелить, пристрелить, прострелить) | (на-, об-, от-, пере-, при-, рас-)стрел-я-нн-ый (от настрелять, обстрелять, отстрелять, перестрелять, пристрелять = настроить прицельно) |
выкач-енн-ый (выкатить) | выкач-а-нн-ый (выкачать) |
Алгоритм действий.
1. Определите время причастия или глагола.
2. Поставь в начальную форму.
3. Если время настоящее или будущее, вспомни спряжение и вставь гласную.
4. Если время прошедшее, то вставь гласную, которая находится перед –ТЬ в инфинитиве.
Разбор задания.
В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква У(Ю)?
1) умные люди не хвал..тся, бор..щийся с ветром
2) пыш..щий здоровьем, братья кол..т дрова
3) расстила..щиеся до горизонта поля, они обид..тся
4) они всех ненавид..т, ре..щее знамя
Во всех вариантах глаголы и причастия относятся к настоящему времени, значит, необходимо определить спряжение, поставив или образовав инфинитив.
Вариант №1.
Не хвал..тся – хвалиться, глагол на –ИТЬ, к исключениям не относится, второе спряжение, вставляем – Я. Бор..щийся – бороться, первое спряжение, вставляем – Ю.
Вариант №2.
Пыш..щий – пыхать, первое спряжение, У. Кол..т – колоть, первое спряжение, Ю.
Вариант № 3.
Расстила..щиеся – расстилаться, первое спряжение, Ю. Обид..тся – обидеть, исключение, второе спряжение, Я.